«Любовь к авиации сближает людей»
.Эти слова сказал Герой России, космонавт-исследователь, лётчик-испытатель, выпускник Ставропольского ВВАУЛШ ПВО 1973 года полковник Валерий Иванович Токарев при подготовке к международному кругосветному перелёту над Северным Ледовитым океаном вокруг Северного полюса под лозунгом «Север ваш».
«Мы не ищем внеземных цивилизаций, мы хотим просто понять, в каком состоянии находится наша планета не с космических высот, а посмотреть, как реально живут люди на севере».
3 июля на сверхлёгком однодвигательном двухместном самолёте-амфибии «Борей» отечественного производства с аэродрома «Красный Яр» в Самарской области взлетели руководитель арктической авиаэкспедиции, глава Звёздного городка Валерий Токарев и французский линейный пилот гидроавиации Льюиз Блез. «Есть целый ряд причин для совершения этого полёта, - сообщил Герой России Валерий Токарев. - Президент нашей страны не раз подчёркивал, что на
Крайнем Севере сосредоточены геополитические интересы России - это наша территория, которую мы должны не только защищать, но и активно исследовать».
Французский полярный лётчик Льюиз Блез занимается научной деятельностью, связанной с историей и культурой, исследует истоки популяции людей на планете. Перелёт на «Борее» прошел вдоль Северного полярного пути на высоте до трех километров, чтобы не использовать кислородные маски, так как кабина самолёта негерметична. Скорость - до 200 км в час, пролетали над девятью странами, включая Россию. В ходе перелёта над Северным Ледовитым океаном было 50 остановок и посадок: из них 15 - сначала в России, включая Чукотку, шесть - на Аляске, девять - в Канаде, две - в Гренландии, три - в Исландии, одна - в Великобритании, две - в Норвегии, одна - в Швеции, две - в Финляндии и девять - опять в России. Сопровождали «Борей» на двух восьмиместных двухмоторных самолётах-амфибиях ЛА-8С-РС ещё пятеро россиян, среди них - научный руководитель арктической экспедиции космонавт-исследователь, Герой Советского Союза, член-корреспондент РАН Олег Атьков, который, для того чтобы участвовать в перелёте, освоил управление самолётом в 56 лет.
Одна из главных задач экспедиции – изучение возможностей человека в экстремальных условиях. Самолёты ЛА-8 и «Борей» спроектированы и изготовлены в ООО НПО «АэроВолга» (г. Самара) и не имеют аналогов в мире. К ним уже проявили интерес многие иностранные покупатели. Ведутся переговоры о покупке самолётов обществом ДОСААФ. Как отметил Валерий Токарев, подобных перелётов не было лет 80. Летели с той же технической оснащённостью, с которой летали пилоты 100 лет назад, если не считать, конечно, современной навигационной техники.
Кстати, перелёт был организован без использования государственных денег: только собственные средст-ва и спонсорская помощь. Проблемы, конечно, есть.
Впервые о своих планах принять участие в испытаниях свехлёгкого самолёта-амфибии и подготовке его к кругосветному перелёту Валерий Токарев сообщил в Ставропольском президентском кадетском училище ещё 12 апреля 2015 года во время видеоконференции из Звёздного городка. Тогда он, кстати, предложил связываться по видеотелефону во время посадок. Может, еще удастся принять его предложение, ведь вылет из Сочи в большой экваториальный перелёт с посадкой в Антарктиде планируется в 2019 году.
Борей в греческой мифологии - бог северного ветра. Пожелаем нашему выпускнику и участникам арктической авиаэкспедиции попутного ветра и благополучного завершения кругосветного перелёта.
Валерий Сорокопуд,
член Совета ветеранов Ленинского района,
ветеран СВВАУЛШ ПВО им. маршала авиации В. А. Судца,
член попечительского совета СПКУ.