Мало исследованный вирус виной?
«У нас другого пути просто не было», – уверена педагог с почти сорокалетним стажем, бывший учитель немецкого языка, не так давно руководитель – сегодня методист Буденновского городского отдела образования Вера Михайловна Гамзатова.
«Родительский дом – начало начал» – поется в известной песне. Далеко не все, конечно, наследуют профессию матери или отца, хотя таких примеров хватает, а вот в учительских семьях почему-то такое происходит сравнительно часто. Мало исследованный вирус виной? Пробуют же сейчас ученые всерьез определить гены альтруизма – самоотдачи в ДНК человека, чтобы затем разработать меры по улучшению породы homo sapiens, ускорив ее эволюционное развитие в тихо и давным-давно, с переменным успехом и незаметно для нас идущем, по их мнению, процессе. Утверждают: если бы не возникли однажды, не проявлялись затем стабильно эти свойства пусть даже у незначительной части многих сотен поколений, люди не поумнели бы с первобытных времен и не достигли бы современных высот знания, умения их передавать.
Три сестры
Но оставим эти причудливые заумные изыски ученым и писателям-фантастам. В живой реальности три сестры Дорошенко из села Преображенского Буденновского района – старшая Вера, Татьяна и Людмила – с глубокого детства уже не представляли для себя иного занятия в жизни, чем то, которым занималась мама. Еще не зная, что таким образом в будущем составят учительскую династию, как принято называть людей, объединенных родственными узами, если они избрали одно любимое дело. А следом за ними той же дорогой пойдут и дочери всех трех: Диана, Екатерина и Юлия.
Сколько старшие представительницы династии себя помнят – перед глазами такая картина: вечер, у других девчонок родители отдыхают, а дома у лампы над столом склонилась, требовавшая в это время тишины, Екатерина Александровна, как все уважительно называли их маму в селе, непременно здороваясь при встрече, и проверяет тетради. В косую линейку или в клеточку, то хмурясь, то довольно улыбаясь – она была учительницей начальных классов. И им хотелось так же, на первый взгляд, безапелляционно кому-нибудь выставлять оценки. Это потом они поймут, какой это был напряженный и ответственный труд: ведь к «пятерке» или «тройке» всегда можно поставить плюс или минус. То есть дать знать: можно радоваться, воодушевляться маленькому человеку или, наоборот, в огорчении временно повесить нос. В таком возрасте все воспринимается болезненно и чревато последствиями. Но если старания не хватило, кого винить, кроме себя? Значит, надо поднажать, проявить характер… Недаром же и сегодня, когда ей 86 лет, Екатерину Александровну помнят ее ученики, поздравляют с праздниками, с Днем учителя – обязательно.
Однако дочери, в отличие от матери, избрали несколько другие специальности: Вера и Людмила – учителя немецкого языка, Татьяна – преподавателя пищевых производств (окончила Московский технологический институт). Между тем знание какого-то из распространенных на планете языков тихо входило в моду и постепенно стало весьма востребовано временем. Сегодня, например, даже трудно представить объявление о более-менее престижной вакансии без ремарки: знание английского необходимо, других – «приветствуется».
Грозный, Ведено, Буденновск…
И так стеклись обстоятельства, что будущие преподавательницы немецкого учились в Грозненском пединституте (вузы тогда еще советской чечено-ингушской столицы пользовались популярностью, особенно нефтяной, его выпускников, они до сих пор высоко котируются, можно встретить и на Севере, и в Сибири). Первооткрывательницей стала старшая сестра Вера, которая там и судьбу свою нашла – приглянулся ей студент спортфака из Дагестана Магомед Гамзатов. И не только ей одной, заметим. И, забегая вперед, скажем: исполнилось уже 43 года, как они вместе.
После получения диплома сестры направлялись, как тогда было принято, по распределению – кто куда. Татьяна, например, в Моздок, где живет и сегодня, Людмила – в станицу Наурскую ЧИАССР, Вера с Магомедом, поженившись, – в Ведено. Это годы спустя, после черных дней июня 1995-го, когда они работали уже в Буденновске, выяснится – чья это родина и вотчина. Шамиля Басаева. И вспоминая свою педагогическую молодость, будут размышлять – почему? Этот вопрос продолжают задавать себе и сейчас, не имея полного ответа. Ведь их учительский коллектив, как и в других школах на территории республики, был многонациональный, их всех в том же Ведено с благодарностью уважали и дети, и старики, о межэтнических конфликтах и речи не было, и вдруг… Выходит, чему-то важному педагоги недоучили?
При рассказе о том июне у Веры Михайловны непроизвольно появляются слезы. И она машет рукой: «Не надо про это…».
В тот день в городском отделе образования – конец учебного года – распределяли золотые и серебряные медали выпускникам школ. Как обычно, спорили, она по обыкновению – начальник! – умеряла чьи-то непомерные амбиции. Неожиданно раздались выстрелы, сливаясь в сплошную пальбу. Кого-то ранило в здании по соседству, оказалось, женщину, кот орую тут же принесли на диван и стали перевязывать – никто ничего не понимал. А в голове закрутилась мысленная круговерть: что с дочерью, маленьким внуком, зятем, где муж, Господи, что с детьми Буденновска вообще… Сильный человек, она быстро взяла себя в руки и стала выяснять, что происходит, по всем возможным каналам. Оказалось, на город напали басаевцы, как их будут называть потом, атакована больница, на улицах много убитых и раненых, и лучше пока не высовываться. Вздохнула спокойно, когда узнала – родные живы, находятся в безопасности, а до летних детских лагерей бандиты не добрались. И тут огорошило: расстрелян, как и ряд сотрудников отдела внутренних дел, Владимир Рудьев – муж дочери Дианы. Бывший учитель физкультуры…
Это случилось 15 лет назад, недавно годовщину отметили, а память по сей день открытой раной саднит.
«Мамка наша»
Такое «внутриведомственное» прозвище Веры Михайловны Гамзатовой довелось услышать краем уха от одного из директоров местных школ. Само по себе о чем-то говорит, разумеется. И предполагает, наверное, что она разъяснит при необходимости, поддержит в трудную минуту, шумно порадуется успехам, не испытывая и тени зависти, наоборот, гордясь всем, что приносит славу городу («А вы знаете, что писатель, академик Академии российской словесности Георгий Пряхин – это наш ученик, ныне почетный гражданин Буденновска?»). Строго укажет на недостатки, иной раз и условный «подзатыльник» может дать, но как-то по-родственному, без унижения, как это нередко у нас бывает, по принципу: я – начальник, ты – дурак. И всегда справедливо, по делу, потому и хочется – делились учителя – исправить ошибки и недостатки, не испытывая никаких обид.
По натуре человек очень деятельный, Вера Михайловна была и продолжает принадлежать к тем, кто вечно «впереди паровоза», усложняя жизнь, прежде всего, самой себе. Инициатива же наказуема, в переводе на житейский язык: предложил идею – реализуй! Лидер не только династии, словом. Только слух прошел, к примеру, о возрождении в России гимназий на базе лучших школ, этой давней учительской мечты. Еще не были приняты законодательные акты, помчалась в столицу, предварительно выяснила, что и как планируется – и в Буденновске стали создаваться первые гимназии на Ставрополье… Чем, безусловно, она очень гордится.
Как и городским конкурсом «Россыпь звезд», к организации которого изначально имеет самое прямое отношение. Он проходит здесь каждый год по девяти номинациям: «Умники и умницы» (среди тех, кто отлично учится), «Интеллектуально-творческий потенциал России» (между победителями различных олимпиад), «Романтика искусства» (среди художников, поэтов, музыкантов и танцоров), «Старт на олимпийскую дорожку» (показавшие лучшие результаты в спорте), «Мы можем все!» (победители в состязаниях технических видов) и другие. «Добрая слава сильнее злата и серебра» — особая, для спонсоров конкурса. А откуда деньги для поощрения номинантов у нищего образования?
Правда, к Вере Михайловне они как-то душевно расположены, и в ее просьбах о финансовой помощи стараются не отказывать, все-таки человек уважаемый, заслуженный учитель РФ, почетная гражданка города, наконец, и не для себя же просит. Зато прекрасно изданная брошюра по итогам конкурса, в которой все фамилии ребят-номинантов, учителей, спонсоров и даже родителей, которые замечательно воспитывают своих детей, в городе настоящий бестселлер!
И Год учителя в Буденновске тоже открыли своеобразно – опять же не без участия В. Гамзатовой, методист же: помимо торжества, выпустили небольшой красочный буклет, в котором отразили всю историю учительского сообщества города, не забыв ни его золотой фонд, ни тех, кто сейчас составляет его гордость – победителей приоритетного нацпроекта «Образование». Кстати, упомянут в буклете и муж Веры Михайловны – отличник народного просвещения, отличник физической культуры и спорта, награжденный нагрудным знаком за заслуги в этой сфере Магомед Гамзатович Гамзатов…
А их дочь Диана уже десять лет трудится в министерстве образования края консультантом. Сестры Веры Михайловны до самой пенсии работали преподавателями, а их дело продолжают дочери: Екатерина - в Моздоке, Юлия – в Подмосковье. У самой же
В. Гамзатовой, когда она оказывается даже просто неподалеку от буденновских средних школ №№ 2 и 5, учащенно бьется сердце. Ведь им отдано столько энергии, творческих сил и бессонных ночей, когда работала там учителем, директором. Это было, считает, самое лучшее, интересное время в ее жизни.
Галина Голощапова