«Мамопапные» открытия
Лариса РакитянскаяЧитают все!
Продолжается второй этап Всероссийской акции «Читают все!». Ее организовала газета «Книжное обозрение» совместно с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям РФ.
Читатели нашей газеты, вероятно, уже заметили, что «Вечерка» тоже принимает участие в акции, публикуя отзывы на популярные книги, которые, может быть, еще не знакомы широкой читательской аудитории.
Сегодня у нас в гостях Юлия Борисовна ГИППЕНРЕЙТЕР, профессор Московского государственного университета, известный ученый и талантливый педагог, автор многочисленных статей и монографий по детской психологии. Сфера ее научных интересов – семья и дети. Научно познать этот мир, полный тревог и побед, сомнений и кажущихся поражений, очень сложно. Но «Безусловно можно!» таков оптимистический вывод, вынесенный в подзаголовок книжки Ю. Б. Гиппенрейтер, которая так и называется: «Общаться с ребенком. Как?». Исследование выдержало уже четвертое издание, которое вышло в прошлом году в издательстве ЧеРо, Сфера (Москва) достаточно большим – почти 30 тысяч экземпляров! – тиражом…
Вот мы и выросли, вот и родителями стали. А дети наши – это уже совсем другой мир, вроде бы и не наш. На самом деле – ничего подобного! Они – такие же, какими были мы, надо только вспомнить! Но «остановиться, оглянуться» порой не хватает времени. Чаще – желания. Мы хотим учить и воспитывать своих чад чуть лучше, чем это делали наши родители, а получается почемуто то же самое: что не удавалось им, не удается и нам…
«Активно слушать» свое дитя – это как? Загляните в книжку Юлии Борисовны Гиппенрейтер – поймете! Нам дают открытые уроки домашней педагогики, где «мастерами жанра» выступаем мы же – родители. Подробный разбор ситуаций, за которым следует научная оценка «мамопапного» поведения с анализом типичных ошибок и непониманий…
Оказывается, что ребенка надо обнимать восемь раз в сутки – только при таком условии он не почувствует себя ненужным и оторванным…
«Рецепт» вроде и прост, но поди исполни его, когда ритм родительской жизни таков, что самих бы кто хоть на ходу разочек обнял!
Или вот еще открытие: стиль родительского взаимодействия «записывается» в психике ребенка непроизвольно! Скажете, чтонибудь новенькое? Да нет же, мы всегда подспудно знали правило: «как родители, так и дети»… Мой вон малыш так явно копирует папины привычки, что порой диву даешься!
А на этомто можно построить хорошую модель поведения, если с умом подойти! Папа, к примеру, говорит: «Пора спать! Немедленно!». Неправильный тон взял и, смотришь, малыш усердно глазки закрывает, а снато – ни в одном глазу! Потому что, оказывается, голый приказ вредит психике ребенка, ему надо обязательно объяснить, почему пора… Мы когдато умели! Говорили пятилетнему Ванюшке: знаешь, уже медведи пошли, надо быстро засыпать, чтобы они тебя не заметили! Теперь такой «номер» не проходит – почти 9летний мальчишка с удовольствием смотрит с папой чемпионат мира по футболу поздно ночью и радуется –
«Я большой!»…
А «большому» тоже, оказывается, нужно чувствовать себя нужным и любимым – еще и больше, чем совсем младенцу! Как остро чувствует малыш даже самый маленький разлад между папой и мамой! В поведении тут же сказывается: они заняты собой, значит, я не нужен! Трагедия эта может и незаметно протекать, проявившись только в школьном дневнике да в нежелании уроки делать – я вот вам отомщу…
А ценнее всего книжка Ю. Б. Гиппенрейтер даже не урокаминаставлениями. Есть в ней раздел «Письма о подростке» это подлинная история в эпистолярном жанре от бабушки 13летнего мальчика Федора, который «попал на отчима», и его к бабушке на исправление отправили. Биласьбилась бабулька, да и поняла: а ведь мальчишкато страдает, потому и школу забросил, и непослушанием бравирует… Чем закончилась эта история – читать вам! Но в том, что мамы и папы (бабушки с дедушками – не исключаются!) почерпнут нечто ценное – сомневаться не надо. Даже если вы «по диагонали» книжку прочитаете, не пожалеете: столь созвучна она с родительскими проблемами!
Лариса РАКИТЯНСКАЯ.