Маршрутки против троллейбусов?
Похоже, маршруткам и автобусам с троллейбусами в Ставрополе становится тесно. Так за кем будущее? Единства на этот счёт среди населения нет. В полемических статьях журналисты «Вечернего Ставрополя» отразили разные взгляды на проблему и, как всегда, приглашают читателей к дискуссии.
В «Газелях» по горло
Эту проблему надо решать именно сейчас. Потому что вчера городу было попросту нечем заменить маршрутки. А если всё оставить, как есть, то завтра Ставрополь окончательно захлебнётся в «Газелях». Сейчас, когда новые автобусы и троллейбусы закупаются десятками, а маршрутчики обнаглели окончательно, - надо раз и навсегда разрубить этот узел! И вот почему...
Все мы помним историю вопроса. Как с середины девяностых пассажирский транспорт в Ставрополе стал загибаться. Как с 1997 года город стали оккупировать частные перевозчики на только что появившихся «Газелях». Тогда они спасли нас от коллапса. Ситуация, если вдуматься, напомнила послереволюционные времена. Тогда царская система управления страной рухнула, советскую ещё не построили, а порядок в провинциях держали местные бандиты. Они имитировали и закон, и общественные институты, но только делали всё это по своим, бандитским правилам. Так и на наших дорогах. Вроде бы на смену ржавым троллейбусам и «Икарусам» пришли юркие маленькие комфортные маршрутки. Толпы на остановках рассосались. Горожане из самых дальних районов получили возможность добраться куда угодно без пересадки... Но на этом плюсы заканчиваются. Да и они весьма условны.
О каком комфорте идёт речь, когда в 13-местную «Газель» забивается 20 человек? Когда водитель нагло курит и слушает на всю громкость ублюдочное «Радио-Ваня» или очередной блатной хит? Не говоря уже о бесконечных случаях, когда маршрутчики элементарно не говорили по-русски и не знали город. А помните истории про то, как они избивали «зайцев», не заплативших за проезд или слишком сильно хлопнувших дверью? Не забывайте и о легендарных гонках на выживание, о бесконечных поломках, об авариях, в которых гибли невинные пассажиры. Бывают и нормальные водители. Но дорожных «бандитов» ощутимо больше.
Конечно, запретить маршрутки одним махом не получится. Да и не нужно это. Надо просто поставить их на место. Вернуть в цивилизованное пространство современного города, а не жить по их диким правилам. И вот как это можно сделать.
Муниципального транспорта в городе пока мало. Но обеспечить перевозку пассажиров по самым главным маршрутам, соединяющим основные жилые массивы с центром города и между собой, он уже в состоянии. Автобусы № 13 и 14, троллейбусы № 7, 8 и 9 могут взять основную долю пассажиропотока в Ставрополе. Но, во-первых, их должно быть достаточное количество, а время работы - хотя бы до 19 часов. А во-вторых, и это необходимо, отменить в дневное время дублирующие маршрутки - 13, 14, 31 и «Пазики» 37 и 38. Частные пассажирские перевозки нужны там, где не справляется общественный транспорт. Хотите оставаться на центральных маршрутах - переходите на вечернее и ночное время. А то с 23 часов уехать из центра можно только на такси. Не хотите - идите на периферию.
Там у маршрутных такси свои плюсы. Соединять малонаселённые окраины, промзоны, обеспечивать перевозку по дачным маршрутам - вот где они действительно нужны.
По сути, все проблемы с маршрутками сводятся к двум: плохим водителям и непредназначенным для пассажирских перевозок «Газелям». С водителями всё просто. Потребовать от предприятий ежедневного контроля за ними. Ввести жёсткие правила, запрещающие курить и слушать музыку во время движения. Проводить тестирование на знание города (особенно своего маршрута) и норм вежливого общения с пассажирами. За нарушения - безжалостно штрафовать предприятия и лишать водителей лицензии. В каждой маршрутке повесить список прав и обязанностей водителей и номер телефона, куда можно позвонить, если эти правила нарушаются. Уверен, что после серии увольнений, хамов и непрошеных гостей города среди маршрутчиков станет существенно меньше.
И, наконец, необходимо убрать «Газели». Этот выкидыш отечественного автопрома, а по сути - изуродованная копия микроавтобуса от «Мерседес» вообще не предназначен для пассажирских перевозок. Не самый высокий человек упирается, простите, тазовой частью, в потолок, либо в лицо сидящему пассажиру. Сиденья расположены с нарушением норм не только комфорта, но и безопасности. Между тем в соседней Украине не встретишь на улицах городов ни одной «Газели». Там в роли маршрутных такси выступают маленькие автобусы Львовского завода. Они сделаны так, чтобы было удобно и сидеть, и стоять в полный рост, заходить и выходить. У наших производителей тоже немало подобных наработок. Только необходимо простимулировать водителей к тому, чтобы сменить непригодную к использованию колымагу на транспорт, действительно предназначенный для перевозки людей. Ввести нормативы, по которым «Газели» в нынешнем виде должны исчезнуть с городских улиц.
Конечно, на это пойдут не все. Но ведь маршруток и так слишком много - тем более когда на их место придут более удобные и вместительные микроавтобусы. Ставрополю, который задыхается в пробках, это пойдёт на пользу. А шустрым «Газелькам» мы дружно скажем спасибо за то, что выручили в трудные времена... и прощайте!
Станислав МАСЛАКОВ.
Желтый пенициллин
Современный город - суета сует! Сломя голову мы спешим на работу, дети - в школу, студенты - на учебу. Изо дня в день эта картина повторяется на наших глазах, а главное - мы принимаем в ней активное участие. Также стоим, нервничаем в ожидании транспорта, ждем, боимся опоздать. Особенно зимой, когда, еще не до конца проснувшись, стоишь в толпе таких же сонных, и вдруг появляется она, такая милая для нас и родная желтобокая маршрутка. Какое же это счастье занять в утренний час пик место и со спокойной душой добраться до нужной точки, наблюдая сквозь стекло кислые лица других людей, которым не хватило места, и про себя думать: ничего страшного, и они уедут!
Помните середину девяностых, когда муниципальный транспорт еле подавал признаки жизни. На остановках приходилось стоять по полчаса в его ожидании. Голь на выдумку хитра. Некоторые, смекнув, что народу надо как-то передвигаться по городу, влезли в долги, купили новое чудо российского автопрома под названием «Газель» и занялись извозом. Так началась великая эра городских маршруток, а люди начали называться homo-gazelis. Попрошу не ругаться по этому поводу. Среднестатистический ставрополец тратит до двух часов в день на то, чтобы доехать до работы, а вечером вернуться домой. И опять все ждут маршрутку, ругаются про себя. Но вспомните, что было до их появления! А теперь несколько минут - максимальный интервал между маршрутками.
Но недовольные есть всегда. Вообще, люди, берегите нервы! Однажды видел такую картину. Девушка бежала со всех ног на остановку, чтобы успеть на маршрутку, которая должна была вот-вот отойти. Бедная, покрасневшая, с потрепанной прической успела-таки сесть. «Газель» тронулась, но буквально через сто метров в нее врезалась машина. Все обошлось, все остались живы, а бедная девушка чуть сама себя не съела, мол, так неслась, так спешила, и тут такой облом, дальше маршрутка не пойдет.
Маршрутное такси - это большой бизнес, в пору, когда каждый пытается найти работу. Это связано с тем, что кто-то находит более стабильный заработок, меняет место работы, и с тем, что наш город находится в стадии роста. Стоит появиться новому кварталу или торговому комплексу, как туда тут же направляют движение одного, а то и нескольких маршрутов. Новый маршрут - это как минимум десять новых рабочих мест для «извозчиков».
Некоторые скажут, что водители частенько проявляют хамскую сторону своей натуры. Смотря правде в глаза, можно сказать, что и наши пассажиры не лучше. Водитель целый день за рулем, и целый день он должен вести машину, слушать просьбы об остановках. Кроме этого, за день водительская голова начинает просто гудеть от пассажирских разговоров по мобильным телефонам. Например, Маша звонит Наташе и начинает рассказывать, что ее парень - полный идиот и козел, а она такая-растакая мадам Брошкина. Ладно человек тихо бы общался, так он в полный голос и эмоционально. Скажите, вот это надо водителю? У водителя своих забот полным-полно. Помните, в любом муниципальном транспорте висит табличка у двери в кабину водителя с надписью: «Не отвлекайте водителя разговорами». И в следующий раз, осуждая водителя маршрутки за то, что он курит, подумайте: может, для него это единственная отдушина во время рабочего дня. А сколько бывало случаев в краевом центре, когда водители спасали человеческие жизни, вызывали кареты «скорой помощи». К сожалению, добрые дела забываются быстро. А если уж винить, так винить работодателей: из экономии они берут на работу низкоквалифицированных сотрудников, уровень культуры которых оставляет желать лучшего.
Нужно признать: тягаться муниципальный транспорт с маршрутками просто не сможет. Во-первых, у города не так много автобусов и троллейбусов, находящихся в должном эксплуатационном состоянии. Во-вторых, на маршрутном такси времени на дорогу тратится значительно меньше, нежели при поездке на муниципальном транспорте, который останавливается у каждой остановки. Единственный минус «Газели» в том, что в ней довольно тесно, да уж лучше будет так, чем мы будем опаздывать на работу.
В заключение хочется сказать, что без маршруток жить будет очень тяжко. Во-первых, толпы будут ждать транспорт на остановках, во-вторых, без работы останется не один десяток людей. Современный темп жизни диктует свои правила. В больших города строятся метро, монорельсовые дороги, у нас развиваются маршрутки. Маршрутка - это не «желтая чума», это желтый «пенициллин» в современном городском организме, защищающий его от болезни под названием «массовое опоздание горожан на работу и учебу».
Егор ИВАНОВ.