Мебель — демонтировать, а деньги – вернуть
Лариса ДенежнаяЕсли раньше изготовлением мебели занимались крупные фабрики, где качество изделий проходило многоступенчатый контроль, сейчас «клепают» стенки-гарнитуры в боксах типа склад-гараж. В мастера подались те, кто может держать в руках шуруповерт или электролобзик. Отчасти потому, что процесс изготовления мебели упростился донельзя, он сведен зачастую к нарезке готовых панелей и фасадов, их сборке. А покупка стенок-гарнитуров сейчас сродни игре в русскую рулетку – или повезет, или нет. Жительнице Ставрополя Любови Ивановне Ч., например, не повезло.
7 августа 2007 года женщина заказала изготовление кухонного гарнитура со встроенной техникой общей стоимостью 120 тысяч рублей. Оплатила аванс в размере 50 процентов от суммы заказа. Согласно договору купли-продажи (этот документ почему-то оформили на передачу готового товара из 6 наименований, а не на услугу по изготовлению. —
Л. Д.), индивидуальный предприниматель Н. должен был доставить мебель вместе со всей «начинкой» в течение 45 дней, то есть 21 сентября. Оставшуюся сумму Ч. полагалось уплатить в течение трех дней после уведомления о поступлении товара на склад. Однако к обещанному сроку мебель не привезли.
Любови Ивановне пришлось прождать еще две недели. А когда долгожданный гарнитур привезли и установили, женщина чуть не расплакалась. Мало того, что при монтаже столешницы повредили плитку, так и мебель собрали безобразно. Некоторых важных деталей и частей (сверяли с эскизом или нет?) вообще не оказалось. Холодильник не закрыли фасадным покрытием, не сделали выдвижной ящик под плитой. Кое-где не оказалось ручек на дверцах, а установленные плохо закрепили. Донья ящиков имели зазоры. На фасадных дверях установили разные газ-лифты. Оказался деформированным пристенный бордюр у столешницы. Забегая вперед, скажем, что перечень дефектов, установленных позже экспертами при осмотре мебели, занял внушительное место в заключении специалистов.
Любовь Ивановна связалась с предпринимателем. Тот пообещал все исправить. Переделали лишь пристенный бордюр, но так, что лучше бы и не брались — материал и его цвет не сочетался со столешницей. Мало того, его части оказались на разном расстоянии от стены. В течение нескольких месяцев семье Ч. пришлось мириться со «спотыкающимися» выдвижными ящиками. Даже приспособились открывать их без ручек…
На календаре уже отсчитывал дни март 2008 года. Потеряв терпение, Любовь Ивановна обратилась за помощью к специалистам по защите прав потребителей городской администрации. «Защитники» связываются по телефону с предпринимателем и настоятельно рекомендуют ему встретиться с заказчицей, дать Ч. гарантии, пока ситуация не усложнилась и не приняла другой оборот. Н. сам разыскивает Любовь Ивановну, выдает ей расписку с обязательством устранить недостатки и обшить холодильник фасадным материалом в течение недели. И… как в воду канул. По крайней мере, на звонки Н. не отвечал.
Между тем в процессе эксплуатации кухни недостатки в ней еще более усилились. Плохо зафиксированные шурупы на газовых подъемниках выкручивались, «шатались» ручки на шкафах и пр. Любовь Ивановна решила: ждать мастеров больше не будет. Пусть Н. забирает свою кухню обратно!
В начале августа 2008 года женщина оформила претензию в адрес предпринимателя с требованием расторгнуть договор купли-продажи, а также выплатить неустойку за нарушение установленных сроков выполнения работы в размере 3% от стоимости заказа и неустойку за просрочку в добровольном порядке выполнения требования Ч. по устранению недостатков в размере 1% от цены гарнитура. Таким образом, сумма финансовой ответственности для индивидуального предпринимателя более чем в два раза превышала стоимость кухонного комплекта и составила 241 630 рублей (!). Любовь Ивановна сообщила: в 10-дневный срок со дня предъявления претензии Н. обязан демонтировать и вывезти мебель, оплатить в добровольном порядке упомянутую выше сумму. В противном случае его ждут судебные разбирательства и дополнительные финансовые траты по компенсации морального ущерба, выплате штрафа в размере 50 процентов суммы иска, возмещении стоимости экспертизы и пр. Мало того, Любовь Ивановна сообщила о намерении добиваться привлечения Н. к ответственности за несоблюдение правил кассовой дисциплины и сокрытия налогов — женщине не выдали необходимые платежные документы при расчете. С претензией предприниматель ознакомился лично, но отказался расписываться для подтверждения факта ее получения. Любови Ивановне ничего не оставалось, как направить документ заказным письмом по месту прописки предпринимателя в г. Светлоград. Реакция — нулевая.
Последовало обращение в краевой Союз защиты прав потребителей и налогоплательщиков. Заручившись поддержкой «защитников», Любовь Ивановна готовится к суду. Приглашает экспертов для осмотра кухонного гарнитура. Заключение специалистов: кухня имеет существенные дефекты производственного характера, а также дефекты сборки и установки мебели, которые значительно портят товарный вид.
В конце сентября состоялся суд, на котором интересы Любови Ивановны представлял краевой Союз защиты прав потребителей и налогоплательщиков. Предприниматель на слушания не явился, не известив о причине своего отсутствия. Районный суд вынес решение в пользу Ч., удовлетворив исковые требования частично. Тем не менее взыскиваемая сумма потянула на несколько сотен тысяч рублей, только размер штрафа — около 210 (!) тысяч.
Правда, решение суда до сих пор не исполнено. Но это, как говорится, уже другая история.
Любовь Ивановна извлекла из этой ситуации свой урок. Теперь она и другим советует: не верить никаким обещаниям и окончательный расчет производить только после приема выполненных работ. А то, получив денежки, мастера считают свои обязательства исполненными. Купюры — хороший стимул для работы, пока они не попали в руки.
Пишите, задавайте нам вопросы, присылайте отклики по электронному адресу: denejnaya@vechorka. ru