Мечтать не вредно
Елена ПавловаНу и что из того, что проект – чересчур громко сказано, практически существует лишь идея, разработанная Южным научным центром РАН и Фондом транспортных проектов при Международном конгрессе промышленников и предпринимателей. Зато слово духоподъемное, несколько пошатнувшийся после мартовских выборов и кадровой чехарды авторитет власти вздымает в глазах подведомственного населения. Ведь раз проект, так и встает прямо перед внутренним взором картина следующего понедельника: бодро шагающие экскаваторы по восточной окраине Ставрополья в 290 километров длиной, ковшами с утра до вечера выгребающие грунт под старые песни о главном.
И следом – волны канала под красивым названием «Евразия», которые уверенно бороздят кили региональной торговой флотилии под флагом СК, а на капитанском мостике ведущего судна понятно кто…
А что? Ведь сказал же Нурсултан Назарбаев (цитата из того же сообщения Regnum): «Страны Центральной Азии не имеют, к сожалению, свободного беспрепятственного выхода наших товаров к мировому океану. Этот доступ…может обеспечить нам Россия». За чей счет – не уточнил. И добавил: «Изучение документов показывает, что еще в 1936 году Совет Народных Комиссаров СССР подготовил ТО и проект этого канала, который остался неосуществленным». Причины не назвал – почему? Может, изза того, что тогдашнее техническое обоснование не учитывало расходы на рабсилу? От слова «раб» (вспомним строительство заключенными ВолгоДонского или Беломорканала). Вернее, учитывало, но реальной возможности загнать за проволоку еще немалую часть граждан не было? А откуда сегодня, помимо средств, неприхотливых зеков взять, если только не собрать в котловане в добровольнопринудительном порядке тех же ставропольцев, коли они, по мнению региональной власти, горят желанием на любых условиях поучаствовать в проекте…
А если без ерничества, ни одно серьезное российское экономическое издание сей футурологический проект, требующий глубочайшей проработки, огромных сил и средств, даже не заметило, уделив внимание более близким к воплощению инвестиционным соглашениям, заключенным на форуме, размещению на территории России автосборочных производств и так далее. Что естественно, если обратиться к более поздним сообщениям информагентств в самом Казахстане. «Пока это на уровне предложения», цитируют они слова своего президента. Идей же, заметим, самого разного толка высказывалось, обсуждалось и оценивалось на форуме, в том числе по политическим мотивам, немало. А от идеи до ее воплощения, как известно, дистанция огромного размера. Выходит, достав из сусеков минэкономразвития инвестпредложения двухлетней давности и стряхнув с них нафталин, ПСК произвело очередной пиарвыхлоп?
Закономерен вопрос: а на самомто деле что, какова, например, ситуация с проектом особой экономической зоны туристскорекреационного типа на КМВ, которую на форуме скромно в тень «ушли»? Радуйтесь, граждане: старт дан! Именно таким образом проинформировала население края уже прессслужба администрации Кавминвод. Думаете, закипела работа? Кирпичи везут, бетон месят? До бодро шагающих экскаваторов опять же не дошло. Просто представители немецкой компании, которая, может быть, займется строительством первого объекта ОЭЗ – Центра экстремального туризма на горе Юца, провели экскурсию по земельному участку под этот самый Центр. Немцы – народ практичный и педантичный. Согласитесь, между понятиями «будет» и «начато строительство» разница есть…
При таких «стартах» и выше названных инвестпроектах уж точно в рейтинге регионов и Ингушетию не догнать.
Марина КОЗЛОВСКАЯ.