Меховая одежда — с чипами
Лариса ДенежнаяНа контроле у Роспотребнадзора
Очень часто обладательницы меховых шуб бывают разочарованы. В процессе носки не только «вылезали наружу» какие-то изъяны, но и выяснялось: а мех-то крашеный и совсем не тот, за который выдавали его продавцы. При том, что изделие было куплено в специализированном магазине. Увы, там сплошь и рядом торговали «серыми» шубами. Такое положение должна изменить новая маркировка изделий из натурального меха.
12 августа закончился переходный период, который давал предприятиям отсрочку по введению маркировки товаров из натурального меха. Ранее такую одежду «чипировали» добровольно, в рамках проводимого эксперимента. Теперь эта процедура обязательна для всех участников «мехового» рынка, включая производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов и пр. Она предусматривает введение маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.
Постановлением Правительства РФ от 24.03.2016 г. №235 утвержден порядок маркировки, характеристики меток, а также требования к государственной информационной системе маркировки товаров.
Основной принцип системы маркировки меховых изделий: передача в информационный ресурс маркировки данных о перемещении маркированного товара на каждом этапе – начиная от производителя (импортера) и заканчивая реализацией конечному потребителю. Оператором информационного ресурса маркировки выступает Федеральная налоговая служба. Функции контроля за оборотом маркированных изделий из натурального меха — у Роспотребнадзора.
Введение системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками позволит реализовать потребителю право на получение полной и достоверной информации о соответствии товара требованиям технических регламентов Таможенного союза, а также информацию о происхождении товара.
Под тотальный учет и контроль подпадут шубы и другие изделия из норки, нутрии, песца, лисицы, кролика, зайца, енота, овчины. Маркировке подлежат все изделия, выполненные из натурального меха, в том числе муфты, воротники. Перчаток, митенок это не касается, а также маркировка не нужна в тех случаях, когда мех является только отделкой (воротник, отвороты, манжеты).
На изделиях из меха могут размещаться следующие виды КИЗ (контрольных (идентификационных) знаков (марок):
• вшивной (вшивается непосредственно в само изделие и оставляет видимой графическую информацию);
• клеевой (наклеивается на изделие);
• навесной/накладной (крепится к изделию с помощью одноразового пломбирующего элемента).
КИЗ - это выполненная из специального гибкого материала полоска со встроенной радиочастотной меткой (RFID) – микрочип с передающей антенной. На его поверхности располагается графическая информация, а сама метка снабжена средствами полиграфической защиты.
Для меховых изделий, произведенных на территории РФ, предусмотрено использование КИЗ зеленого цвета. Импортные товары, ввезенные в Россию, будут маркироваться знаками красного цвета.
Каждый потребитель может просканировать КИЗ при помощи разработанного Федеральной налоговой службой России мобильного приложения «Проверка товаров» для смартфонов на базе IOS и Android. Оно позволяет при помощи считывания QR-кода марки получить информацию о товаре (наименование товара, вид меха, страна изготовления, производитель, бренд, продавец, номер декларации соответствия). То есть еще при выборе одежды узнать «родословную» и все «паспортные» данные приглянувшегося изделия. Время отклика на запрос сведений о конкретных меховых товарах - не более 15 секунд. А значит, меховых шуб, как раньше, с непонятным лейблом на иностранном языке и указанием несуществующего меха типа «бобрик», который на самом деле не что иное, как порода кролика, не должно быть.
Однако, как разъясняют специалисты по защите прав потребителей, наличие на изделиях контрольных знаков не исключает обязательное соблюдение иных нормативных правовых актов, действующих в сфере реализации товаров легкой промышленности. Так, в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 876, при размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем нанесения сведений на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
К обязательной относится следующая информация:
- наименование продукции;
- наименование страны-изготовителя;
- наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;
- юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;
- размер изделия;
- состав сырья;
- товарный знак (при наличии);
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;
- гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);
- дату изготовления;
- номер партии продукции (при необходимости).
Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать:
- вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный);
- символы по уходу за изделием;
- инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
За оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка их маркировки, как предупреждает Роспотребнадзор, предусмотрена административная (статья 15.12 КоАПРФ) и даже уголовная (статья 171.1 УК РФ) ответственность.
Краевая служба Роспотребнадзора обращается к потребителям: при выявлении фактов продажи изделий из натурального меха, вызывающих сомнения в их производстве и реализации, а также при продаже без контрольных (идентификационных) знаков сообщайте в Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, телефон - 8 (8652) 28-11-56, или через Форму обращения граждан.
В случае выставления в продажу меховых изделий, принятых от населения на комиссию (комиссионная торговля), как сообщает Роспотребнадзор, они также подлежат маркировке контрольными знаками.