Местные персики и виноград уже в дефиците
Ольга ТокмаковаВ то время как встревоженные угрозой соляного кризиса горожане скупают соль, есть серьезные основания расстраиваться совсем по другому поводу. Судя по всему, за долгожданный летний набор витаминов придется платить гораздо больше обычного. В Ставропольском крае низкие зимние температуры, ветер и обледенение погубили цветковые почки персиков и уничтожили сотни гектаров неукрывных сортов винограда. Это подтвердили выводы специальных комиссий, которые выборочно обследовали состояние виноградников и фруктовых деревьев в регионе.
В комиссию, обследовавшую виноградники, вошли специалисты краевого кооператива «Сады Ставрополья» и государственного учреждения (ГУ) «Ставропольвиноградпром». Судя по показателям, на Ставрополье легче пережили морозы, чем в Краснодарском крае. На Кубани ущерб от гибели виноградников, а также урожая винограда составляет около 1,5 миллиарда рублей. Так получилось, потому что там плодоносящие виноградники занимают 46 тысяч га, а в наших краях — только 5,7 тысячи га. По сути же, и у нас, и на Кубани мороз одинаково навредил винограду. В Ставропольском крае нынешним летом недосчитаемся 20 тысяч тонн южных ягод, на сумму 160 миллионов рублей. Сюда входит и 20-процентная доля гибели урожая укрывных сортов, и 70 процентов погибших неукрывных сортов винограда. Причина – январское похолодание, до 30 градусов по Цельсию ниже нуля. Из-за теплой осени и не менее теплого начала зимы почва была влажной, а затем резко и глубоко промерзла. В итоге на 450 гектарах ставропольские виноградники полностью погибли – и лоза, и почки. Их придется вырубить под корень (обрезать на «черную головку») и ждать появления новых побегов. Правильнее это называется переводом на обратный рост. Другой вариант — выкорчевать и посадить новые кусты винограда. Оба варианта предполагают одинаково долгое восстановление виноградников. На трех с половиной тысячах гектаров европейских (укрывных) сортов винограда погиб только урожай. То есть лоза живая, но ягод этим летом здесь уже не будет.
Обычно сильные морозы приходят на Ставрополье с периодичностью 10 — 13 лет, последний раз это было в 1993 году. Но морозы 2006 года превзошли средние показатели экстремальных похолоданий. Вспоминают, что примерно такие же потери урожая от резкого понижения температуры, да ещё и при сильном ветре бывали в 70-х годах. На уровне России, приведенные выше цифры не слишком убийственные. Но для отдельных хозяйств Благодарненского, Буденновского и Предгорного районов это серьезные потери.
Будущий урожай фруктов также с пугающими потерями. Цветковые почки на персиковых деревьях погибли на 100 процентов, алычи – 70, груш – 40, яблок – 10. Отдельная комиссия, с привлечением специалистов аграрных научных центров, провела специальное обследование состояния озимых, которые, как выяснилось, частично пострадали от январских морозов. По выводам, к середине февраля взошло больше 1,6 миллиона гектаров озимой пшеницы, 45 процентов – в хорошем состоянии, 44 – в удовлетворительном, 11 процентов – в плохом. Озимые погибли на 10,3 тысячи гектаров, это меньше одного процента, а озимый рапс на 4 тысячах гектаров из 50 тысяч. Сейчас в хозяйствах края готовят акты по ущербу от похолодания с цифрами потерь будущего урожая и даже гибели многолетних насаждений, с тем чтобы сдать документы в структуры МЧС РФ для возмещения ущерба от экстремальных морозов. Зима начала 2006 года на юге материка, как видно, противоречит «страшилкам» про глобальное потепление.