Место под солнцем
Автомобили на газонах и остановках, ревущая сигнализация во дворах и теснота на дорогах – похоже, эти неудобства стали символом нашего времени не только в Ставрополе, но и во всех современных городах. В этом году городские власти пообещали обустроить 1100 мест, но этого явно не хватает, несмотря на рекордный для краевого центра результат. Проблем в этой сфере накопилось столько, что они вряд ли будут решены в ближайшем будущем. Ведь свободного места в Ставрополе не так много, если не сказать, что практически нет вообще. С одной стороны, город задыхается в пробках, и увеличивать парковочные карманы и стоянки жизненно необходимо, ведь водители, бросающие свои автомобили у обочины, явно затрудняют движение транспорта. С другой – приходится «переоборудовать» под машины не только дефицитное свободное пространство, в зону строительства новых парковок подпадают газоны и деревья. Что об этом думают горожане? Злободневную проблему мы обсудили с читателями нашей газеты в «Народной трибуне».
Первым позвонил Иван Степанович, пенсионер: «Я предлагаю в целях обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих запретить автостоянки у подъездов! Они мешают проезду машин «скорой помощи»! А нам часто приходится обращаться именно к врачам... И еще: жильцы стараются, клумбы обустраивают, цветы сажают, а их колесами в грязь закатывают...»
Добавлю: такие «стоянки» автомобилей мешают проезду не только каретам «скорой». А если пожар или еще какой экстренный случай?
Общественный транспорт надо развивать!
Владимир Александрович Петров считает, что нехватка муниципального транспорта на городских дорогах породила засилье частных автомобилей. «Человек торопится, ему нужно успеть на работу. Он и сядет в свою машину... А так, в автобусе, конечно, ему будет и быстрее, и проще. Добавьте к этому проездные, и у пассажира вообще проблем не будет! А если бы по городу вереницей шли автобусы и троллейбусы — частный автомобиль остался бы на стоянке...»
Тоже верно! Во многих небольших европейских городах именно так и есть: длинная «лента» автобусов развозит народ по городу, центры городов обустроены как «пешеходные» зоны, развита сеть двухколесного транспорта — велосипедов. В Голландии вообще все велосипеды — общие: бери со стоянки любой, свой оставь. У нас, конечно, не Голландия, умыкнут в тот же миг. А что касается личного транспорта, так он, родной, купленный зачастую в кредит, вряд ли будет брошен на стоянке. Дорого его просто так вот держать…
Парковки во дворах: сельди в бочке!
А вот еще мнение: «Во дворах набито машин, как сельди в бочке! Парковочные места построить можно, в окраинных районах, и место под это дело есть. Но как научить владельца машины ставить свое авто на стоянку? Во-первых, платить надо. Во-вторых, туда же еще идти надо! А для нас сделать лишний шаг — это уже даже не зарядка, это очень серьезное усилие: лень побеждает все... Хозяин машины заставит собственную семью нюхать выхлопные газы, но на стоянку не пойдет!»
Евгений Сергеевич, наш читатель, призывает к бдительности: «Собственно говоря, любая машина во дворе — потенциальная бомба: в баках горючее. Думаю, дальше не стоит объяснять... Главный вопрос хозяина машины: «А куда я буду ставить?» А когда покупал, думал об этом? О том, что твоя «ласточка» будет мокнуть под дождем и мерзнуть под снегом? Я живу в доме для слепых. Вы только представьте ситуацию, как этим бедным людям с их тросточками нужно лавировать в своих дворах между машинами, да еще не попасть в беду...»
Где наши гаражи?
Николай Иванович, с улицы Пирогова, напоминает, что вся «другая» сторона улицы, в народе обзываемая Санта-Барбарой, когда-то была отведена под гаражи. И где те гаражи? А нету! Там теперь улицы, комфортабельные, как в Швейцарии... «А наши машины приходится загонять во дворы. А что делать? Город маленький, проблема общественного транспорта полностью не решится никогда, метро не построишь, вертолетные площадки не сделаешь... Вот так и приходится оставлять машину абы где. Понятно, что это нарушение всех законов, и тех, что в соответствующих кодексах прописаны, и просто
человеческих».
С той же улицы Пирогова звонок: «У нас во дворе есть огороженная стоянка. Но почему-то она всегда наполовину пустая. Зато машины «выстроились» вдоль всех бордюров, под окнами, на любых мало-мальски пустующих землях».
Парковки вдоль дорог
Автовладелец Юрий Сергеевич считает, что автомобилисты паркуются впопыхах, и от этого все проблемы. «Уличная суматоха не оставляет выбора и времени на раздумья, и водители начинают парковать свои автомобили, нарушая правила стоянки, установленные в ПДД. Законопослушный автовладелец должен знать, что стоянка автомобилей на пешеходных тротуарах, на которые часто вынуждены заезжать автомобилисты, нарушает правила дорожного движения и влечет наложение административных предупреждений и штрафов согласно Кодексу об административных правонарушениях. Но кто об этом думает, выбирая свободный кусочек асфальта у краевого диагностического центра, к примеру? Там же вообще Вавилон... И даже «карманы» не спасают...»
Кстати, о «карманах», заасфальтированных и огороженных бордюрами участках дороги. Вынужденная мера – заходить на газоны, чтобы выкроить место хоть для пары десятков машин. Может, и правильная мера, но тогда карманы должны быть сплошь и рядом. Возможно такое?
Нужны многоэтажные парковки!
Роман, автомобилист: «Надо строить многоуровневые, многоэтажные парковки! А то так и будем всю жизнь мучиться с машинами!» Все правильно. Но такие парковки плохоокупаемые, и уже говорили читатели, что загнать туда хозяина машины — это еще надо расстараться! Хотя, если подумать... Для тех, кто вкладывает деньги в эти мероприятия - системы парковок, должны бы предусматриваться льготные условия их строительства и эксплуатации. Такой опыт существует, например, в Финляндии. Впрочем, в администрации города недавно прямо сказали: покажите место, где сегодня в центре можно уместить многоярусную парковку, и мы ее построим. Действительно, мест-то таких уже и не найти…
Кошмар на улице Семашко
Конечно же, позвонили нам и с улицы Семашко, что прилегает к краевым больницам: детской и взрослой. «Мы уже устали от всего этого! У нас машинами забиты все дворы, все прилегающие территории, дорога, тротуары... Все, куда можно «приткнуть» машину, занято. Их владельцы не особо задумываются о нашем комфорте: им можно и поесть в машине, а затем выбросить остатки еды и бумагу под машину: они уедут, грязь останется... Извините, но после того, как мы поставили кодовые замки и домофоны, «наши гости» могут и под кустик в туалет сходить... А что? Они здесь по делу, а мы... Мы, похоже, уже только мешаем всем со своими жалобами».
Кстати, городские власти обещали перестроить Семашко, оборудовать новые карманы. Но это же опять – деревья рубить. Сегодня жалобы от жильцов и водителей на тесноту, завтра – протесты экологов. Молот и наковальня – что выберет городская администрация? Думаю, мы скоро узнаем.
Однобокий подход?
Лариса Васильевна Рудакова считает подход к проблеме однобоким. «Нарушается конституционное право людей на благоприятную окружающую среду. За последние десять лет проблема парковок встала особо остро. Вот у меня встречный вопрос: а сколько у нас сейчас новых домов с подземными гаражами? Подчас земля, отведенная под парковки, не используется по назначению. Нет системы штрафов. Владельцы машин далеко не бедные люди. Подумайте, какие деньги мог бы иметь город, взимая только штрафы? Хватило бы и на парковки, и на гаражи. Есть у меня простой пример, как из тихой улицы сделать улицу, на которой жить все труднее. Вот улица Куйбышева. Да мы тут жили и ни о чем таком не думали, пока не разместился здесь Следственный комитет. Всё! Машины гудят, стоят рядами, стоянка только для машин сотрудников... И все остальные неудобства. А казалось бы, что именно эти люди должны думать о спокойствии города».
Очень много звонивших возмущались и тем, что стоянки ограничены «Только для...», хотя это — прямое нарушение КоАП, многие вообще шлагбаумы ставят и охранника к нему: вдруг кто заедет или, как пошутил Владимир Васильевич Быков, шлагбаум цыгане украдут!
«Чиновникам нужно меньше думать об имидже»
«Досталось» городским властям от Сергея Кречетова, водителя с 28-летним стажем: «Сегодня невооруженным глазом видно, что столпотворения на дорогах можно избежать только радикальным способом, построив парковки повсеместно, а не в двух-трех местах. Мы слышим, что администрация отчитывается о построенных карманах, но нужно делать в пять, в десять раз больше, а то толку не будет! Около самой администрации на Карла Маркса сделали новые карманы, но их уже не хватает. И на других улицах то же самое, особенно на Ленина, где вообще одна полоса остается! Тем, кто дрожит над каждым деревом, могу сказать: от угарных газов машин, ревущих в пробках, куда больше вреда, чем пользы от одного тополя, который мы боимся убрать. Так что чиновникам нужно меньше об имидже думать, а больше делом заниматься».
Что тут сказать? Проблема, конечно, есть. Еще немного, и Ставрополь станет городом под сплошным асфальтом. Хотя во многих европейских городах, и в Москве сегодня так и есть: парки – отдельно, деловой город – сам по себе. По собственному ежеутреннему опыту знаю, как это — час «пилить» до работы, хотя доехать можно минут за двадцать... В пробках стоят и автомобилисты, и общественный транспорт.
Тема минувшей «Народной трибуны» показала живейший интерес читателей к поднятым проблемам. Звонки поступали как задолго до объявленного времени, так и позже. Но к единому мнению мы так и не пришли. Конечно, строить парковки нужно. Но как разгрузить город и при этом не нанести ущерб его зеленым уголкам? Обсуждение продолжается, будем ждать комментарий экспертов.
Анна Корсикова