Миграция и интеграция
Пока Ставрополь боролся с последствиями неожиданно вернувшейся в конце апреля зимы, согреваемый солнцем благословенный город Сочи готовился к выборам мэра и, как обычно, встречал гостей, ежечасно тысячами прибывающих в столицу зимней Олимпиады-2014 на отдых, на работу, а также для участия в съездах, советах директоров, совещаниях и семинарах.
Не знаю, как другие, но владикавказский поезд даже сейчас — за полтора месяца до начала сезона - забит пассажирами в буквальном смысле по самую макушку. В плацкарте поутру спящих можно наблюдать даже на багажных полках. А моей коллеге и в салоне купейного вагона «посчастливилось» наступить на прикорнувшую возле тамбура тетеньку... Что делать — кризис, безработица... В Сочи многие едут в надежде обрести работу и заработок... Впрочем, многие и возвращаются. Так, например, обратно мы ехали в одном купе со строителем, вынужденным вернуться домой, потому что тот объект, на котором он работал, в связи с отсутствием финансирования временно «заморожен»... Правда, парень надеется, что именно временно...
Все эти дорожные «картинки» в какой-то мере соприкасались с темой, которую нам предстояло обсуждать в Сочи. Там проводился ставший уже традиционным семинар-совещание руководителей и обозревателей СМИ Южного федерального округа, организованный Представительством Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Альянсом руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС). Тема звучала так: «Правовая защита и перспективы интеграции перемещенного населения на Северном Кавказе».
Интеграция сопряжена с рядом сложностей, которые нагрянувшим в нашу жизнь кризисом только усилены. Об этом говорили журналистам (а в совещании приняли участие представители 33 печатных изданий ЮФО) сотрудники УВКБ ООН, Федеральной миграционной службы, Аппарата Уполномоченного по правам человека в России, Государственной Думы РФ. Я много писала о миграции — в том числе по семинарам АРС-ПРЕСС. Дабы не повторять подробно то, что уже было сказано, замечу: проблема миграции очень многоаспектна. И во всех ее аспектах, соблюдая конституционное право гражданина РФ на свободу перемещения и выбора места жительства, нужно помнить о статье 17 Основного Закона Российской Федерации: «Соблюдение прав и свобод одних лиц не должно нарушать прав и свобод других лиц» (то есть нужно считаться с интересами не только тех, кто приехал, но и тех, кто здесь родился и вырос).
Достаточно яркий пример такой работы привел в своем выступлении начальник управления ФМС по Сочи Андрей Денисов. Переселение из Краснодарского края турок-месхетинцев в 2004 году весьма широко освещалось в прессе (и не только в российской, и, понятное дело, не только положительно). Тем не менее здесь налицо соблюдение и прав жителей Кубани, и прав тех 15 тысяч турок-месхетинцев, которые въехали в Краснодарский край в начале 90-х годов после межнациональных конфликтов в Узбекистане. При этом, въезжая, они заявляли о намерении вернуться на свою историческую родину — в Грузию. Тем более что там был принят Закон «О репатриации лиц, насильно переселенных властями СССР из Грузии в 40-х годах ХХ века». Однако на сегодня, по данным мониторинга, несмотря на активность некоторых лидеров диаспоры, на историческую родину стремятся уже немногие. За минувший год 135 человек подали заявку на соискание статуса репатрианта. Зато вполне успешно реализована программа добровольного переселения в США, за три года выехали 11315 человек.
Согласно данным, приведенным представителем УВКБ ООН в РФ Геше Карренброк, общее число перемещенных лиц, ставших таковыми в результате военных конфликтов, в мире сейчас составляет порядка 26 миллионов человек. И их число увеличивается. Наибольшее число беженцев принимают США, Канада и Франция. Россия по-прежнему входит в шестерку стран (вкупе с Сомали, Ираком, Афганистаном, Китаем и Сербией), откуда продолжается исход граждан в иноземные государства. За 2008 год ходатайства на выезд из страны подали 20500 человек. Но все-таки в большинстве своем граждане предпочитают искать убежище на территории своей страны.
По словам заместителя начальника управления по делам переселенцев Федеральной миграционной службы России Жовзан Зайналабдиевой, с 1992 года статус вынужденного переселенца получили порядка 1,2 миллиона человек. Основную нагрузку принял Южный федеральный округ — регион и без того трудоизбыточный, с большой плотностью населения. В последнее время все же наметилась устойчивая тенденция ежегодного сокращения количества вынужденных переселенцев. Сейчас миграционные потоки образуются не из-за конфликтов, а под действием экономической ситуации — в основном из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдавии. За период после августовских событий в Южной Осетии с ходатайством о предоставлении статуса беженцев обратились 2600 жителей внутренних районов Грузии. 60 человек его уже получили. 1211 просят о предоставлении временного убежища.
Начался приток и в Чеченскую Республику. Около 100 человек из Грузии (в основном это этнические чеченцы-кистинцы) хотят переехать туда. Изъявил желание перебраться на постоянное жительство в Чечню и один гражданин Китая.
Что же касается реализации государственной программы содействия переселению соотечественников, то на апрель текущего года документы на переселение подали 18873 тысячи человек. Въехали в страну в рамках этой программы 11 тысяч 227 человек. Уже сейчас можно сказать, что бюджет, заложенный в программу переселения соотечественников, явно недостаточен.
К этой программе у граждан России отношение никогда не было однозначным. Пугали цифры, что мы должны принимать до 1 миллиона человек в год. Некоторые эксперты утверждали, что и до полутора. Не очень верилось, что среди миллионов прибывших все как один будут с уважением относиться к законам, традициям, культуре России, что русский язык они будут знать и т.д. Но по количеству соотечественников, уже переселившихся или желающих переселиться, сейчас можно сказать лишь одно: программа дает сбои. Причины опять же социально-экономические: работа, жилье — точнее, их отсутствие даже в регионах, подпадающих под действие программы. Даже если власти региона создают необходимые условия для переселенцев, те в нашей российской действительности сталкиваются с проблемами, которые до приезда сюда их не затрагивали.
Начальник отдела по проблемам миграции Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Сергей Ягодин рассказал о том, как его сотрудникам удалось переселить из Аргентины 150 русских семей — общину староверов. Их предки уехали за океан больше двух веков назад, спасая веру, уклад, традиции. И все это там удалось сохранить. Вместе с генетической памятью и любовью к родной земле. Иначе кто бы из них сюда поехал. Правительство Белгородской области пошло навстречу: определило общине большой надел земли, помогло с обустройством, строительством. И все бы нормально. Но люди опять обращаются в Аппарат Уполномоченного с просьбой: нужна своя школа. Не хотят, чтобы их дети ходили в общеобразовательную — там, говорят, наркотики... Их понять можно: за океаном быт и уклад чуть не три века сохраняли, а на Родину вернулись - с такой бедой столкнулись... И с администрации области школу для общины не потребуешь — те и так помогали, чем только могли... И проблема эта пока остается открытой...
По прогнозам эксперта, большое количество жалоб будет поступать в их ведомство уже с июля — в связи с завершением упрощенного режима оформления российского гражданства. Если при его действии гражданство можно было оформить за 1,5 года, то теперь потребуется не меньше семи. К тому же пора уже прийти к какому-то решению по ситуации с изъятием российских паспортов. Пострадали от этой акции в России порядка 36 тысяч человек. И очень небольшое число из них пойманы на обмане государства при оформлении гражданства. В большинстве случаев пострадавшие — те, кто оформлял его в консульствах перед выездом из республик бывшего СССР, когда бежал оттуда, спасая себя и детей, а списки то ли потерялись, то ли были неправильно оформлены. Есть такие, кто ниоткуда не бежал и из родного города не выезжал, просто квартиру умудрился менять аккурат в начале февраля 1992 года, и на шестое число (день принятия «Закона о гражданстве» из одного домовладения уже выписался, а в другое - еще не прописался). Большинство не значащихся в списках и ныне беспаспортных — оказались без вины виноватыми. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поживи и поработай сейчас в России без паспорта.
Также Сергей Ягодин остановился еще на одном вопросе, открывшемся в связи с кризисом. Правительство РФ официально заявило о 50-процентном сокращении квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Правозащитники с этим не согласны:
— Это приведет к уходу официально сокращенной рабочей силы «в тень», - считает эксперт. - Уменьшив количество легальных рабочих, мы автоматом увеличим количество нелегальных.
В общем, в сфере интеграции перемещенных лиц, как собственно в любой сфере, в условиях кризиса вопросов и задач больше, чем ответов и вариантов решений.
Елена ПАВЛОВА.
Сочи – Ставрополь.