Мир, как радуга. Калейдоскоп национальных культур

Елена Павлова

 

Мир, как радуга. Калейдоскоп национальных культур

Концертный зал Дворца имени Гагарина, украшенный шарами и национальными орнаментами, был похож на радугу. Здесь проходил гала-концерт хореографического фестиваля «Калейдоскоп национальных культур». На сцене были детские и молодежные танцевальные коллективы со всего края.

Танец — это тоже своеобразный язык межнационального общения. В нем живут история и душа, и общение происходит на уровне души. Что важно — души еще очень юного человека. И иногда это оказывается понятнее и весомее самых красивых слов.

Песня «Ой да Ставропольский край» в исполнении ансамбля «Вольная степь», которая открывала фестиваль, звучала как признание в любви родному краю, его седым вековым курганам, ковыльным вольным степям, благодатной земле, где живут добрые трудолюбивые люди. А добрые люди хотят жить в мире, растить детей, радоваться жизни и делиться с другими этой радостью. Танец — это как раз такая возможность — поделиться радостью и рассказать что-то интересное из истории своего народа. У нас на Ставрополье  представители более 80 разных народов и народностей проживают.

…Перед началом концерта к зрителям обратились глава города Николай Пальцев и председатель городской Думы Евгений Луценко. Но не такое это событие, чтобы официальные речи говорить. Потому слова, которые прозвучали, были просто от сердца.  Николай Иванович Пальцев говорил о незабудках — милых синеньких огоньках, которые тронут сердце каждой девушки (мэр в первую очередь обращался к юным зрительницам). Получать букетик незабудок каждый день, наверное, приятно, но если появляются еще тюльпаны, розы, васильки — это еще больше радует. Так вот наш край, сказал он, как поле цветов, сотканное из красивых народных традиций и культур. Разных, как луговое разноцветье. Но ведь это может и должно радовать. Нужно только стремиться дарить друг другу эти прекрасные цветы.

И закружил по сцене белым лебедем старинный хоровод, как в стародавние времена, когда добры молодцы и красны девицы в праздники водили хороводы и играли кругами. Это был ансамбль «Радуга», и русские красавицы в кокошниках и белых сарафанах даже не плыли, а словно летели над сценой, словно облака над широкими просторами матушки-России.

Наш город Ставрополь, по историческим меркам, молод, но историей богат, и народные традиции тут чуть не с основания города-крепости укоренялись. Первыми были казаки. И лихой танец ансамбля «Субботея» был как маленький экскурс в прошлое и рассказал о том, как землепашцы и воины-казаки еще и веселиться умели...

Мир, как радуга. Калейдоскоп национальных культур

А вслед за казаками поехали в Ставрополь и новые поселенцы — греки и армяне. Так что греческий сиртаки, и армянский сарданапад в наших местах тоже больше двух веков танцуют. Их исполнили для зрителей фестиваля ансамбли «Элефтерия» и «Гарун». А многие из зрителей в первый раз услышали о том, что красивый сиртаки в первой части — это танец мясников,  а вот вторая, быстрая, очень соответствует названию - «Пружина»... Интересно было узнать и про то, что сарданапад, оказывается, это танец победы. Так называлась крепость на турецкой границе, которой частенько приходилось отражать атаки воинственных соседей. А после таких вот отбитых атак люди ликовали и танцевали. Танец победы и получил свое имя по месту рождения — от названия той крепости. Сейчас его танцуют на свадьбах и юбилеях...

Россия — сама по себе мелодия. Ведь в том, что даже обычная деревянная ложка стала музыкальным инструментом, заложен смысл. Душа у нашего человека поет, раз даже не очень голосистое дерево так звучать может. И ведь в веках это искусство живет. Ансамбль «Самоцветы» это доказал виртуозно, лихо исполнив нестареющую «Барыню».

А ансамбль «Казбек» исполнил лезгинку -  не так, как ее изображали те, кто пытался сделать этот танец орудием раздора. Юные артисты танцевали лезгинку так, как это было принято с давних лет — в ней была и сила, и темперамент, и образ орла, парящего над вершинами гор, и изящество, и красота.

А «Сихарули» представил праздничный танец девушек-горянок.

А следом грянула русская кадриль в исполнении шоу-группы «Экспрессия» из села Летняя Ставка, а следом за ней — осетинский танец хонга, который считается признанием в любви. По обычаям предков влюбленные даже не могут касаться друг друга, руки их скрыты длинными рукавами костюмов, но нежная музыка, плавность — словно скольжение по воде — символ трепетного только зарождающегося чувства... Кстати, у абазин есть похожий танец кошара - в старину он был для парня единственной возможностью познакомиться с девушкой. Его для ставропольских зрителей исполнил ансамбль «Абаза».  А благодаря ансамблю «Кавкасиони»  с танцем мтиурули зрители словно оказались в горном грузинском селении во время праздника Лашароба, когда парни соревнуются в джигитовке, а потом начинается праздничное веселье...

Мы, сами того не замечая, очень многое взяли друг у друга. Очень давно, а потом сумели это сохранить, как свое исконное. Примером тому стал танец некрасовских казаков ансамбля «Раздолье» черкеска. Но иногда занимательно посмотреть на себя со стороны и с некоторой долей иронии - «Орхидея» из села Малые Ягуры повеселила зрителей шуточным представлением о мечтающем о небесных кренделях лодыре Емеле...

Но не мечтами, а делами славна Россия-матушка, душой людей, трудом их создана, воинской доблестью защищена. На сцене — вновь ансамбль «Вольная степь» и казачья станица, которая встречает сыновей и мужей из далекого похода, и начинается праздник...

Каждый ансамбль, а здесь были коллективы не только из Ставрополя, но и Георгиевска, и Туркменского района, представил танец своего народа, частичку своей истории и вместе с тем — нашей общей. Получился один мир — как радуга. В этот декабрьский вечер она расцвела в Ставрополе. Когда в заключение концерта на сцену поднялись все руководители национально-культурных, славянских, казачьих организаций города, председатель культурного центра «Абаза» Владимир Курчев  сказал, что этот городской фестиваль по сути стал краевым. И это очень значимо — что именно краевой центр стал центром притяжения культур и традиций. Нас много, мы разные, но у нас один родной город, один край, одна страна, одна история и судьба... 

А потом лихо и озорно по залу разлилось широкое, как наши просторы, многоголосье: «Калинка, малинка, малинка моя» с приплясом да пересвистом. Фестиваль завершал танец, который в любой точке земного шара — визитная карточка непонятной чужеземным мудрецам страны России.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА

 

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление