Мнение юриста: «Поверка газового счетчика – не дело его хозяина!»
Валерий Манин«Вечерка» не раз публиковала письма, в которых шла речь о мытарствах, связанных с поверкой газовых счетчиков (см. рубрику «Я вам пишу…» от 16. 06. 06, письмо В. И. Нестеровой, письмо В. В. Павловой под заголовком «История с…калачиком» – от 21.03.07).
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей газеты новый взгляд на эту проблему. Сергей ФЕДОРЮК, адвокат, кандидат юридических наук, изучил ее через собственный опыт. И хотя точка в его «расследовании» пока не поставлена, повод к разговору есть…
<Многие домовладельцы, имеющие газовый счётчик, меня поймут. Наверняка к ним, как и ко мне, однажды постучался представитель газоснабжающей компании ООО «Ставропольрегионгаз» (не путать с ОАО «Ставропольгоргаз» – их представители тоже посещают домовладельцев, но по другому поводу). Итак, цель визита – проверка исправности счётчика, наматывающего газовые кубометры.
Это справедливо. Компания, поставляющая газ в наши дома, вправе контролировать работу прибора, показания которого используются для оплаты за поставленный газ. А то ведь бывает и так: вчера счётчик показывал 10 кубов, а послезавтра – уже 9 (и среди потребителей немало «химиков»).
Посещения газовиков обычно заканчиваются стандартно: если к показаниям счётчика нет нареканий, то они проверяют срок его государственной поверки. И часто проверяющие приходят к выводу, что срок поверки счётчика истёк. В этом случае домовладельцу выдаётся предписание о необходимости пройти поверку, представив подтверждающий документ.
Альтернативный вариант обычно излагается устно – предлагается установить новый счётчик, срок работы которого без поверки может доходить до 10 лет. Как правило, такой прибор и стоит дороже.
Государственная поверка счётчика – операция не столько дорогостоящая, сколько хлопотная. Для этого необходимо его демонтировать (с привлечением ОАО «Ставропольгоргаз» или другой лицензируемой организации), отнести на поверку в Центр стандартизации и метрологии, потом представить свидетельство о поверке в «Регионгаз», и опять установить с помощью «Горгаза». Быть может, действительно проще купить новый счётчик, сократив процедуру...
Газовики все действия, связанные с поверкой счётчика, возлагают на домовладельцев. Их логика понятна – пусть потребитель, которому выгоднее платить по счётчику, суетится сам. Ведь при его отсутствии оплата будет начисляться по нормативной формуле, учитывающей количество проживающих и площадь домовладения. Такой способ учёта газа увеличивает оплату как минимум в 1,5 – 2 раза. А обнаружив неповеренный счётчик, представители «Регионгаза» прямо указывают в предписании, что, если поверка не будет произведена в течение месяца, дальнейшее начисление платежей будет производиться по второму варианту.
Почему с этим нельзя согласиться? Потому, что поверка счётчика, являющегося средством измерения, является обязанностью, действующей в сфере государственного метрологического контроля и надзора. Об этом прямо указано в части 4 статьи 15 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений». Значит, и осуществлять поверку должны только те, кого за неисполнение такой обязанности могут привлечь к административным санкциям. А эти санкции предусмотрены частью 3 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Они применяются к юридическим лицам и предпринимателям, но не к гражданам – рядовым домовладельцам.
В 2004 г. в Тульской области местный антимонопольный комитет проверил законность практики, применяемой их газоснабжающей компанией – ООО «Туларегионгаз». Его действия были признаны не соответствующими Закону РФ «О защите прав потребителей», и выдано предписание об исключении из текстов заключаемых с гражданами договоров условий, обязывающих потребителей за свой счёт производить поверку газовых счётчиков. «Туларегионгаз» обращалось и в арбитражные суды, которые в первой, апелляционной и кассационной, инстанциях поддержали позицию антимонопольного комитета. Окончательным судебным актом по этому делу является Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10.03.05 г. № А68АП190/Я04. Арбитражный суд признал, что газоснабжающая организация сама должна нести расходы, связанные с поверкой установленных у домовладельцев газовых счётчиков. Такое решение мотивировано частью 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ.
Такая практика мне была известна. В своё время аналогичный вопрос у меня возник во взаимоотношениях с «Горэлектросетью», являющейся такой же энергоснабжающей организацией по смыслу статьи 539 Гражданского кодекса РФ, как и «Регионгаз». К чести сотрудников «Горэлектросети», моя претензия была удовлетворена ими немедленно. Насколько мне известно, в настоящее время «Горэлектросеть» за свой счёт устанавливает счётчики по устному обращению жильцов.
Тем не менее со «Ставропольрегионгазом» возникли сложности. Мне пришлось письменно обращаться как в саму компанию, так и в прокуратуру, и в Роспотребнадзор, и в Ростехрегулирование и, наконец, – в суд. И везде была поддержана позиция «Регионгаза».
В настоящее время мной подана кассационная жалоба на решение, вынесенное 26 февраля судьёй Промышленного суда Н. Г. Ждановой. Поскольку оно не вступило в законную силу, я не могу публично оценивать его правильность – этим займётся краевой суд.
Целью же моего обращения в газету является придание гласности судебного процесса, результаты которого наверняка скажутся на многих из нас – домовладельцах, добросовестно оплачивающих газ на основании показаний счётчиков.
Проиграв дело в первой инстанции, я обращался и к уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае А. И. Селюкову. Уважаемый правозащитник, заслуженный юрист РФ, полностью разделил мою позицию.
Разумеется, целью моего обращения в суд не являлось желание спорить с «Регионгазом» за копейки – расходы по поверке счётчика меня не разорят. Просто каждый из нас вправе требовать, чтобы газоснабжающая компания соблюдала закон не только в далёкой Тульской области, но и в близком Ставропольском крае.