Много, но мало! Ресурсов нацпроектов не хватает даже на латание дыр
В администрации города Ставрополя подводили итоги реализации национальных проектов. Общее впечатление от прозвучавших отчетов: проекты внесли свою бесспорную лепту в решение проблем, однако о кардинальном изменении ситуации в отраслях говорить не приходится.
Причина – как в недостаточном финансировании из федерального бюджета, так и в разного рода организационных проколах на местах.
Доступно для… избранных?
Отчет по национальному проекту «Доступное жильё гражданам России», озвученный и.о. начальника жилищного управления Николаем Малышевым, без преувеличения, стал кульминацией несбывшихся ожиданий.
Вот бесстрастная статистика.
В Ставрополе признаны аварийным или ветхим жильем 465 домов.
Из 165 семей, включенных в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда… на период до 2010 года», переселены 34 семьи. Это 20% от общего числа участников программы!
По словам Малышева, причинами низкой эффективности реализации программы стало, во-первых, недофинансирование - как из федерального, так и краевого бюджетов. А во-вторых… наш традиционный «субъективный фактор».
- При покупке жилых помещений, - признался он, - органами исполнительной власти Ставропольского края не учитывались заявленные площади квартир, необходимые администрации города Ставрополя. Из-за этого мы не смогли распределить часть полученных жилых помещений…
Кроме муниципальной программы в рамках нацпроекта в крае приняты еще 2 краевые одноименные программы.
По одной из них, рассчитанной на 2009 год, в Ставрополе планируется переселить жителей из 15 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих сносу.
Вторая программа, рассчитанная на 2008 - 2011 годы, в настоящее время вообще при-остановлена…
Стоит отметить, что Николай Малышев предложил (очевидно, в целях улучшения показателей) ужесточить требования к участникам программ.
- Сегодня мы задаем им вопрос: а что вы сделали сами, чтобы жилье не было аварийным.
Однако это «рацпредложение» получило гневную отповедь со стороны вице-мэра Игоря Бестужего.
- Такая постановка вопроса недопустима, - заявил он. - Не жители существуют для администрации, а администрация для жителей. Вместо того чтобы бороться с ними, вы лучше сосредоточьте усилия на дополнительном привлечении федеральных средств…
…В свое время очень много надежд возлагалось на муниципальную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2006 - 2008 годы». Она предполагала социальные выплаты в размере не менее 35 процентов средней стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и 40 процентов - для молодых семей, имеющих одного и более ребенка.
За период с 2006 года по 2008 год соответствующие свидетельства получили 346 молодых семей. Однако 78 семей из этого числа так и не смогли реализовать свое право на улучшение жилищных условий.
По словам Николая Малышева, данное обстоятельство связано с целым рядом причин.
Во-первых, существует большой отрыв реальной рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в городе Ставрополе от утвержденной Правительством Российской Федерации средней стоимости одного квадратного метра жилья для расчета размера субсидий в Ставропольском крае.
Во-вторых, высокие процентные ставки за предоставляемые банками ипотечные кредиты.
В-третьих, низкие доходы граждан.
Еще более удручающими прозвучали цифры Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
За последние два года жилищные сертификаты получили 25 уволенных с военной службы в запас или в отставку;
17 вынужденных переселенцев; 1 человек, подвергшийся воздействию радиации; и ни одного жителя, выехавшего из районов Крайнего Севера.
Болеть вредно и …негде!
Отчет исполняющего обязанности начальника управления здравоохранения администрации города Ставрополя Анатолия Журбенко был более оптимистичен. Но только на первый взгляд!
По его словам, благодаря нацпроекту «Здоровье» удалось сохранить и укрепить кадровый потенциал отрасли и значительно улучшить техническую оснащённость лечебных учреждений.
К примеру, сегодня заработная плата участковых терапевтов, врачей общей практики, участковых педиатров составляет 16 тыс. 720 рублей, в то время как средняя заработная плата врачей в городе равна 12 тыс. 127 рублям.
Медицинские сёстры, принимающие участие в реализации нацпроекта, получают заработную плату в размере 10 тыс. 747 рублей, при средней заработной плате медицинских сестёр в городе 8 тыс. 315 рублей.
Также за счет средств федерального бюджета была увеличена заработная плата врачам скорой помощи до 18 тыс. 724 рублей, фельдшерам и медицинским сёстрам - до 14 тыс. 738 рублей.
Однако озвученные Журбенко (почти вскользь!) проблемы в сфере организации первичной медицинской помощи почти полностью нивелировали все перечисленные достижения.
Среди городов края административный центр занимает последнее место по мощности амбулаторно-поликлинических учреждений в посещениях на 10 тысяч населения. Так, в Ставрополе данный показатель равен 126,6, в Ессентуках - 192,9, в Кисловодске - 171,1, в Невинномысске - 189,9.
- Для решения этой задачи уже недостаточно внутренних резервов системы здравоохранения города, - отметил Журбенко. - Необходимо решать вопрос о расширении сети лечебных учреждений, строительстве новых амбулаторно-поликлинических учреждений, открытии офисов врачей общей практики в строящихся микрорайонах, а также подстанций скорой медицинской помощи.
Все вышеперечисленное требует колоссальных финансовых ресурсов. Однако они не запланированы ни в одном национальном проекте.
Основная тяжесть задачи по расширению социальной инфраструктуры почти целиком ложится на «хрупкие» плечи муниципалитета.
Виктория Байгулова.