Многодетная мама, байкер и творец

Ольга Богатеева

Поводов именно сейчас рассказать о замечательной семье Пацариных, коренных жителей Ставрополя, оказалось немало – во-первых, завтра, в последнее воскресенье ноября, в нашей стране отмечается замечательный праздник – День матери.

Продолжается еще и Год педагога и наставника, а наша главная героиня много лет преподавала в местном технологическом институте такие редкие интересные дисциплины, как «дизайн фольклорного костюма» и «история костюма». А впереди, в декабре, целая декада по традиции будет посвящена людям с ограниченными возможностями здоровья. Для своего младшего сыночка, приемного, Света и ее муж делают всё, чтобы не было этих ограничений. А уже совсем скоро наступит 2024-й, объявленный Президентом России Годом семьи.

Семья Пацариных
Семья Пацариных

Супруги Светлана и Сергей живут душа в душу вместе уже 30 лет, проходя через радости и горести рука об руку. А еще эта светлая и отважная женщина, которой так подходит ее имя, попросила сразу – никаких отчеств ни в статье, ни в жизни. Ведь она еще и байкер с 44-летним стажем и сейчас уже бабушка трех внуков, но поясняет: «У байкеров отчества не бывает, да и ко мне это не вяжется. Я себя по-другому ощущаю в этом мире». Вот и мы обойдемся без официоза.

 

День, перевернувший жизнь

На календаре – 21 ноября 2023 года. Мы сидим в уютной квартире Пацариных, дизайн которой заботливыми руками хозяйки выполнен в стиле любви к «железным коням» и Дикому Западу. Здесь каждая деталь интерьера придумана со вкусом и проработана до мелочей пытливым умом и искусными руками весьма креативной дамы – покрашена, сшита, приклеена, переделана под винтаж. Дизайнером сначала в глубине души, а потом и дипломированным Светлана стала, пережив диагноз из трех страшных букв почти 15 лет назад, когда о возвращении на обычную работу не было и речи. Недавно с подобным недугом она вытащила из грани и своего горячо любимого супруга. Такое страшное испытание было в их жизни, которое, дай Бог, чтобы навсегда осталось позади.

В 2014 году, когда 48-летняя женщина услышала от врачей: «Вы здоровы», она случайно увидела в Одноклассниках фотографию малыша из Подмосковья. В своих программах о ребенке рассказывал и телеведущий Андрей Малахов. С юмором она вспоминает: «Олечка, ты неправильно поняла, никого мы не искали. Разве что приключений себе. После онкологии не знала, чем заниматься. Заходила в Интернет поиграть, найти что-то по творчеству, чем-то занять своё время, чтобы не думать о плохом. Ко мне добавилась в друзья одна рукодельница. А её знакомая еще занималась «пиаром» детей-сирот в соцсетях для поиска родителей. Попал в поле моего зрения мальчик, его все очень любили, волновались за него, у него было много почитателей в сети. Не могу объяснить, другой бы человек после болезни лежал и отдыхал. А мне, как лошади по году рождения, всегда надо было мчаться напролом. Честно, я ничего не боялась, кроме того, что опека могла отказать из-за перенесенной болезни».

Внутренним чутьем ставропольчанка поняла: «Это тоже наш сын, будем его забирать». Но загвоздка, по ее словам, оказалась в другом. Очень долго Семена при большом количестве желающих никто не мог взять. С десяток потенциальных родителей так и не доехали в столицу по разным причинам.

«Но ребенок-то растет, и надо, чтобы это было в нормальных условиях, а не в казенном учреждении, хотя Мытищинский детский дом – один из лучших, – рассказывает Светлана Пацарина. – Вся его жизнь полтора года ограничивалась манежем с игрушками. Персонала всегда меньше, чем детей в учреждении, на руки не возьмут. Я, когда ехала попробовать забрать Сёму, думала, чтобы хоть лет шесть прожить еще и дать ему за это время максимум любви, осознание того, что он обычный мальчик. К этому моменту я уже окончила в Ставрополе школу приемных родителей и подумала: «Будет, как Бог даст». Кровных сыновей благополучно вырастила, сейчас им 37 и 29 лет, в свое время справилась с их очень серьезными проблемами со здоровьем. Сейчас у них уже свои семьи».

Моя собеседница отмечает неординарную ситуацию с устройством детей в семью. Она объясняет, что когда ребенку уже 10 лет, у него есть право выбора, он может выйти и сказать: «Нет, к этим я не поеду». А вот малыши идут к приемным родителям абсолютно без своего желания: «Я немного не согласна с трактовкой описания сирот на сайтах. Там пишут: «Он любит играть в конструктор, она умеет одевать куклу». Это всё неважно и чисто условно, никто не знает, в какую семью ребенок попадет, какие условия там будут. Точно так же и мы берем детей вслепую, нам многое не говорят о них».

Но главный врач детдома как раз не хотела отдавать Сёму первым подавшим заявку, выдвинула претендентам множество условий. Это и отсутствие в семье других маленьких детей, и опыт проживания с близкими, имеющими проблемы со зрением, да много чего еще. Стать мамой для Семёна было немало желающих. Когда еще одна женщина уже хотела увезти Сёму в Новый Уренгой, ставропольчанка, не теряя ни минуты, вылетела в Москву, боясь не успеть обрести своего сыночка. И Бог увидел настоящее, искреннее материнское сердце.

Когда Пацарина прошла через самые жёсткие тесты и критерии отбора в столичном регионе, в итоге одна суровая чиновница из опеки у нее спросила: «Зачем вам ребенок, который ничего не видит?». На что Светлана, дама не робкого десятка, ответила: «Да не он мне нужен, а я ему нужна!».

На самом деле все они были нужны друг другу, поэтому судьба их соединила. Героиня вспоминает: «Сегодня девять лет, как Сёмочка переехал в наш чудесный южный город. Была точно такая же ужасная погода, дикий ветер, ливень, промозглая осень. В нашей воздушной гавани сел самолет Москва – Ставрополь. Со мной забирать братика летал мой младший сын, которому тогда было 20 лет. В аэропорту малыш, только научившийся в детдоме самостоятельно шлёпать ножками, так мужественно держался за полу моей куртки и руку, боролся на улице с диким ставропольским ветром, что явно понимал – что-то в его маленькой жизни грядет важное. А когда приехал домой, сразу ошарашил мужа: «Па-па». Сергей сидел полчаса на полу, не двигаясь, у нас у обоих был такой тихий шок от того, что этот кроха уже понимает, что с ним происходит».

Кстати, когда Светлана только собиралась в Москву, муж был категорически против приемного сына: свои дети выросли, в возрасте немногим 40+ супруги стали бабушкой и дедушкой. И дело уже серьезно пахло разводом за такое «самоуправство» жены. К тому же Светлана так хотела забрать Сёмушку домой, что даже взяла кредит в 70 тысяч рублей, ведь не знала, сколько пробудет в Москве, не было времени и приходить в себя после недуга. К счастью, по здоровью прогнозы были благоприятные. Ну а супруг, нет, не смирился с решением жены, а с первых минут общения с Семеном полюбил его всем сердцем. Любовь оказалась взаимной. Никто и предположить не мог, что первое слово мальчик скажет «папа». Но… пути Господни неисповедимы.

 

Настоящая папина дочка

Светлана – верующий человек, даже у них в доме на лестничной клетке над лифтом висит большой календарь с изображением Святого Николая Угодника. А над уютной кроваткой малыша – большой вышитый лик Пресвятой Богородицы, которая охраняет его чуткий сон. Женщина продолжает: «Сёмушке мы отмечаем каждый год два дня рождения – 17 апреля и сегодня, собираем много гостей, для нас это настоящий праздник. Сегодня вручили ему умную говорящую колонку и другие подарки за то, что он нас осчастливил». Я подсказываю: 21 ноября – День Архангела Михаила, главного над всеми ангелами.

– Мой папа Миша очень хороший был человек. Получается, в его именины мы и взяли Семена. Я – коренная жительница Ставрополя, выросла в тихом районе на улице Горной, недалеко от дома ребенка. Всё, что есть у меня хорошего, – от бабушки, – говорит горожанка. – И фигурой, и манерами я в папину мать. Она всю жизнь прожила в старом районе Форштадт. В 75 лет Матрёна Михайловна Жукова могла сесть пассажиром на мотоцикл и лихо прокатиться. Это тоже о многом говорит. А еще она была очень большая умница, прекрасно шила. Могла подбежать в городе к девушке и без стеснения попросить ее покрутиться, чтобы рассмотреть и запомнить фасон платья.

Светлана Пацарина – заядлый байкер
Светлана Пацарина – заядлый байкер
 
 
 

Светлана Пацарина – тоже талантливый дизайнер одежды, села за швейную машинку в 15 лет, тогда и появились первые клиенты. Среди них есть очень знаменитые. Подруги считают её дерзкой и смелой и говорят, что многодетная мама-байкер – одна на сто тысяч. Она прекрасна и в кожаной амуниции, и в женственной шляпке. В 13 лет девчонкой села на мотоцикл «первым номером», сразу за руль. По ее словам, сама удивляется, что вытворяет в 57 лет на «Стелсе»: «У меня «китайчик» 200 кубиков, легкий, чтобы я могла его сама поднять. Мало ли, ветер подул, а он упал. Могу и по льду поскользить, что не советую повторять. Я – байкер 44-го сезона, не все байкеры столько живут (смеётся). Конечно, не все сезоны отъездила до конца, были декреты в 20 и 28 лет, но умудрялась даже на седьмом месяце беременности кататься. В отличие от многих мотобратьев не любитель скорости, обожаю наши степные, полевые, горные дороги. Азарт – в их сложности».

Сейчас Светлана ездит на мотоцикле на дачу за 80 километров, на Новотроицкое водохранилище. Основная проблема – ребенка до 12 лет перевозить на «железном коне» нельзя. А вот муж долго не понимал её увлечения, но в 50 лет и он пристрастился к мотохобби. «Когда муж понял, что я байкер заядлый, что для меня это очень важно, сказал, что это хуже наркотика».

Пара Сергей и Светлана – уникальная. Они расписались утром 31 декабря тридцать лет назад. Муж моложе жены на четыре года, он обратил внимание на бойкую студентку и попросил ее руки и сердца, хотя за плечами девушки уже был первый юный брак и подрастал сынишка. Потом родили общего.

 

Будущий художник или бариста?

Сегодня их третий сынок, маленький Сема, – крепкий, здоровый, очень коммуникабельный мальчик с живым изобретательным умом. От рождения он не видит, хотя сразу и не скажешь. Услышав, что у меня сели батарейки в диктофоне, малыш его молниеносно схватил, побежал в комнату, открыл коробочку, нащупал нужного размера и поменял их в три секунды. Такой реакции я не ожидала. А еще он мастерски гостям в кофемашине варит ароматный раф. Хотя есть у ребенка, говорит его мама, спящая гидроцефалия, была тяжелая родовая травма. Только в 10 лет он пошел в первый класс.

Светлана подчеркнула: «В самый трудный момент в прошлом году, когда сильно заболел наш папа, я обратилась в лицей №35 и встретила там чутких замечательных людей. Это директор Наталья Симонова, которая до слёз была тронута нашей историй, она приняла Сёму в ресурсный класс. В этом году его уже перевели в обычный. С заместителем директора по социально-психологической работе Еленой Щуркиной мы можем быть каждую минуту на связи, позвонить даже вечером, если что-то не так. У мальчика есть на занятиях свой тьютор, так что сейчас он в очень ласковых руках педагогов лицея».

Сёма в день лицеиста  24 ноября 2023 года в своем классе
Сёма в день лицеиста 24 ноября 2023 года в своем классе

Прогресс, которого Светлана и Сергей добились с малышом в семье, – потрясающий! Не все родные родители вкладывают в деток столько заботы, сил душевных и физических и так самозабвенно любят.

«С двух лет у нас каждый день занятия, ведь забрали мы его с диагнозом «тотальная слепота». Последствием детдома было то, что порой Сема качался и бился головой о стену. Первые годы он ночью не спал, и я с ним тоже, часто не хотел есть. Как веточка весной распускается постепенно, так и он стал нам доверять потихоньку, сел ко мне на руки только полтора года назад, а весил уже 30 кг. А что я, прогоню его? Тактильные ощущения только сейчас пришли, но у него полностью сохранный интеллект. Разве ребенок виноват, что он таким родился? Он не понимает, в чем его вина, хотя осознает, что он какой-то другой. Плакать хочется каждый раз. Но руки мы не сложили, к нам приходят дефектолог, социальный педагог. Преподаватель из пятого лицея, который дополнительно занимается дома, говорит, что Сёма – очень талантливый, хорошо рисует. А ведь наш папа Сережа – тоже одаренный художник, хоть и работает начальником юридического отдела в крупной организации», – с любовью рассказывает о своих мужчинах Светлана Пацарина.

Она не из тех мам, кому более важны внешние проявления любви, для нее главное – ответственность перед сыном и результат. Ведь маленький человек с особенностями здоровья вырастет, и в него нужно успеть многое заложить. Поэтому моя собеседница, став мамой Семена, на шестом десятке получила еще и специализацию в Российском государственном социальном университете – «Адаптация и социализация детей-инвалидов и их родителей в быту». Но как бы Светлана ни утверждала, что человек она не эмоциональный, весь ее дом и его постояльцы просто окутаны этим большим чувством – любовью друг к другу.

Моя героиня желает всем мамам крепкого здоровья и отмечает, какое это счастье – когда оно есть, когда можно с надеждой смотреть в будущее и растить своих детей. Ведь для настоящей мамы чужих детей не бывает!


Фото автора

приёмные дети, Милосердие, многодетные семьи, День матери, Год семьи, дети-инвалиды

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление