Многоэтажный Волгоград
Сергей ГаврилюкПрогулка по заснеженному городу-герою
Пока Ставрополь понемногу оживал после новогодней ночи и 1 января, мы решили продолжить празднование в другом городе. Отчего бы и нет? Тем более что поводов была масса: в Волгограде сослуживцы, да и сам город интересен. Кто откажется от возможности посетить Мамаев курган, музей «Сталинградская битва» и взглянуть на знаменитые скульптуры? За пару недель до отъезда мы сняли квартиру, купили билеты на поезд, а вечером 4 января уже прощались с родным краем под стук колёс.
Ставрополь на самотёк
Волгоград встречает гостей большим зданием вокзала. На стенах фрески, вершину шпиля венчает звезда. Рядом с входом установлена мемориальная табличка в память о жертвах теракта 29 декабря 2013 года, когда в досмотровой зоне произошёл взрыв. На Привокзальной площади реплика знаменитого фонтана «Бармалей». Многие его помнят по фотографиям Эммануила Евзерихина: дети водят хоровод вокруг крокодила на фоне разрушенного бомбардировками Сталинграда. Оригинальный фонтан был демонтирован в 1951 году, только в 2013 году были открыты две его копии: здесь и возле мельницы Гергардта, уцелевшего символа битвы в Сталинграде.
Первое, конечно, о чём думают сошедшие с поезда гости города, - достать фотоаппарат и охватить монументальное здание вокзала и фонтан.
Нам предстояло пешком добраться до снятой квартиры, благо, идти недалеко. Тут-то и проснулись первые нотки разочарования. Лестница на эстакаду была закрыта, пришлось обойти с другой стороны по нечищеному тротуару. Вдоль улиц расположились советские строения, в которые тут и там «заселились» торговые дома, перекрыв баннерами массивные деревянные двери. Такие в Ставрополе уже мало где встретишь, здесь же этот артефакт воспринимается как само собой разумеющееся. Кое-где в советский ампир врезаются пластиковые окна и кондиционеры, которые окончательно портят облик зданий. Ещё хуже, когда к этим монументальным постройкам начинают приделывать какие-то невразумительные балкончики и навесы. Правда, в местном представительстве «Лукойла» отнеслись к вопросу обустройства ответственнее: новые окна стилизованы под оригинальный цвет, здание приведено в порядок, клиентов встречают массивные двери.
Этим сохранением советской архитектуры, пусть и несколько обезображенной современными пристройками, и хорош город. Например, гостиница Volgograd представляет собой огромное сталинское здание, в таком же расположились отделение «Почты России».
Что интересно, дорожки песком не посыпаны, кое-где даже слишком скользко, начинается ледовое шоу. Зато на эстакаде, где снег растаял пешеходные дорожки посыпаны солью. Кстати, с эстакады открывается шикарный вид на вокзал и площадь.
Дворы Волгограда словно перемещены сюда машиной времени: здесь царят суровые девяностые. Со стороны улиц дома отделаны облицовочным кирпичом, стены, выходящие во двор, оголяют безобразный старый кирпич. При этом улицы здесь, хотя и серые, но местами напоминают улочки Ставрополя. Так, например, улица Ткачёва, где мы поселились, местами напоминает нашу Ворошилова в Юго-Западном районе, только наша не настолько серая.
Наш дом оказался типичным, вроде тех, что выросли на проспекте Юности в Северо-Западном районе. Даже запах в их подъездах тот же.
Можно, конечно, сказать, что я придираюсь, однако не такими унылыми должны быть улочки города-героя: тротуары из-за снега не видны вообще, а там, где от снега осталась каша, ходить невозможно. Наверное, сказывается новогодний отдых; возможно, коммунальные службы ещё не приступили к работе. Впрочем, это и вопрос к самосознанию местных: во дворах есть урны, мусорки, тем не менее пустые бутылки и всяческий сор лежат вокруг лавочек. На тротуарах, кстати, очень много ящиков для макулатуры, но что-то мне подсказывает, что туда редко попадает бумага.
В центре города сейчас строится новый стадион, который примет гостей в 2018 году, во время чемпионата мира по футболу. Место выбрано не случайно, рядом Мамаев курган, главная достопримечательность города. В этом же центре сталкиваешься с недальновидностью в плане застройки города. Тут и там непонятно каким образом соседствуют высотки и старые пятиэтажки: если смотреть на всё это сбоку, ощущение, что видишь какой-то нездоровый пульс. Если можно так выразиться, то у города строительная аритмия.
Если для Ставрополя транспортный вопрос, как мозоль на пальце, то в Волгограде с этим не возникает никаких проблем. Троллейбус можно поймать и в районе десяти вечера, здесь же работает трамвай, который плавно трансформируется в метро. В троллейбусах объявляются все остановки, работает электронное табло, так что туристу заблудиться будет очень сложно.
Для гостей и местных жителей в городе работает музей истории битвы в Сталинграде, есть шикарные скульптуры и мемориальные комплексы, а также работает планетарий, в котором ежедневно проходят лекции. Здесь можно увидеть Солнце, Луну, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. В этом же планетарии в рамках экскурсий каждой группе демонстрируют маятник Фуко, прибор, доказывающий вращение Земли. Купол планетария украшен скульптурой «Мир», последней работой Веры Мухиной, автора «Рабочего и колхозницы».
За время пребывания в городе практически не встретил ни одного наряда полиции: то ли всё в порядке, то ли в органы здесь набирают пацифистов. Хотя тут и впрямь очень тихо, нет того шума, которым встречает гостя крупный город. Но сделаем скидку на новогодние каникулы.
Вдоль многих зданий растянулись парковки, на которых никто не паркуется. Просто потому, что проще сразу утопить машину, нежели парковать её в огромной луже. То же порой касается и тротуаров. Пешеходам здесь вообще не очень повезло: зимой трудно понять, где тротуар, где дорога. Во время прогулки заметил интересную деталь: стоящий на горке жилой дом, а на самой горке видны следы от санок. Но самое забавное то, что горка выходит четко на проезжую часть. То есть никакой ограды, никаких заборов — детство по хардкору. Ближе к улице Ленина, к центру города и институтам улицы приведены в порядок, но сверни в глубинку — увидишь совершенно иную картину.
В общем, мы оказались в эдаком Ставрополе из параллельной Вселенной: всё похоже, всё своё родное, но неухоженное. Если бы Ставрополь пустили на самотёк в плане обустройства и чистоты, получился бы вот такой вариант зимнего посленовогоднего Волгограда. И это не учитывая того, что Волгоград — миллионник. Не таким должен быть облик этого города.
Сталинград-Волгоград
В 1942 году этот город подвергся страшным бомбардировкам, которые в считанные часы превратили его в решето. Однако уже следующий год показал силу советского оружия. Оборона Сталинграда стала символом мужества и надеждой советского народа. После войны город-герой был восстановлен, и как напоминание остались в нём памятники - свидетели войны: разрушенные стены, испещрённая выстрелами мельница Гергардта, вокруг которой замирает время.
Сейчас этот музей входит в комплекс «Сталинградская битва» - одну из достопримечательностей Волгограда, которая расположилась у берега Волги.
Музей «Сталинградская битва» был открыт в 1937 году и изначально носил другое название. Свой нынешний облик и название он получил в 1982 году. Он представляет собой грандиозный комплекс, разделенный на несколько тематических зон. Под открытым небом экспозиция советской и немецкой военной техники: зенитные орудия, танки, самоходки и авиация. Внутри музей разделён на 8 комнат, каждая из которых посвящена определённой тематике: награды, артиллерийское оружие, обмундирование, служба в тылу. Для посетителей работает диорама, на которой в реальном времени показаны бомбардировки Сталинграда и бои за его освобождение, в одном из залов можно почувствовать себя солдатом в блиндаже: через амбразуры виднеются горящие танки, из трубки доносятся голоса героев войны. За один раз всё не осмотришь, тем не менее понимаешь, сколько времени и сил потребовалось, чтобы собрать все эти экспонаты вместе.
На верхнем ярусе расположилась грандиозная панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», открытая в июле 1982 года. Это самое крупное живописное полотно в России, на котором изображена операция «Кольцо», в ходе которой была расколота немецкая армия. Среди изображенных на холсте солдат реальные герои войны.
Если ходить по кругу, то видно каждую деталь, изображенную на полотне, срабатывает эффект погружения, кажется, что сам находишься в центре событий. Из-под ног к полотну тянутся окопы: в одном застыл манекен гитлеровца, неподалёку в землянке советский солдат ждёт противника.
Если прогуляться от музея дальше вдоль Волги, можно выйти к знаменитому «Танцующему мосту», местной достопримечательности, протянувшейся через реку. В 2010 году из-за сильного ветра началась раскачка бетонной конструкции, мост был перекрыт. Тогда-то он и получил своё название. По большому счету, в нём нет чего-то особенного. Издалека мост через Волгу не вызывает какого-либо восхищения, хотя в вечернее время, благодаря яркому свету фонарей, он обретает магический вид.
Прогулка по достопримечательностям Волгограда будет неполной без посещения его символа — Мамаева кургана. Скульптуру Родины-матери видно с другого конца города. Переходя через мост над железнодорожными путями, видишь, как эта монументальная скульптура поднимает меч над построенной рядом церковью — главной ошибкой этого мемориального комплекса. Не хочу показаться грубым, но глупо ставить религиозный объект рядом с самой высокой в мире нерелигиозной скульптурой.
Сам комплекс расположился в центральной части города и открывается вводным горельефом «Память поколений». Поднимаясь выше по ступеням, мы попадаем на длинную аллею, в дальнем конце которой виднеется главная скульптура этого города. Что интересно, с каждым шагом кажется, что Родина-Мать всё ближе и ближе, осталось до неё каких-то пару шагов. Однако каждый раз понимаешь, что от неё отделяет ещё целая серия скульптурных композиций.
Аллея тополей выводит нас к знаменитой Площади стоявших насмерть. Именно здесь солдат с оружием вырывается из каменного заточения, словно прикрывая собой Родину. Сразу за ним — стены-руины. Поднимаясь по лестнице выше, мы видим танки, оружие, солдат, ведущих бой. Всё это выбито в двух стенах. Там и тут встречаются надписи, оставленными на стенах домов: «Успевай и поторапливайся», «Если я умру, считайте меня коммунистом», «Мы клянёмся»...
Так вышло, что на Мамаев Курган мы приходили вечером, когда эти аллеи и площади освещались фонарями, а тени словно оживляли эти скульптуры. Именно вечером, проходя мимо этих стен, испытываешь благоговейный трепет перед подвигом людей. Если есть люди, которые привыкли сомневаться в патриотизме, Победе и героизме, пусть приедут сюда...
Выходим на Площадь героев. Вдоль одного её конца растянулась серия скульптур, изображающих солдат, которые из последних сил бросаются в бой и помогают раненым товарищам. На противоположной стене слова Гроссмана: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли и шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?..».
Поднимаемся выше. На улице уже стемнело, и освещают памятники лишь прожектора и редкие вспышки фотокамер. Но там, куда мы поднялись, не нужен никакой свет. Это Зал воинской славы. Исполинская рука держит факел с Вечным огнём, который отражается от стен с имена погибших и наполняет помещение красноватым блеском. Из этого Зала мы выходим на Площадь скорби, где мать склоняется над погибшим сыном. Отсюда тянется серпантин к Родине-матери, поднявшей меч. Вдоль тропы тянутся могилы героев обороны Сталинграда. Здесь-то и понимаешь, что весь комплекс так или иначе имеет свою концепцию, особенно в его верхней точке. Сначала мать склоняется над погибшим, затем идет вверх мимо могил и поднимает меч.
Скульптура Родины-матери в высоту достигает 85 метров и располагается на небольшом постаменте, который в настоящее время расширяется. Если человек среднего роста встанет рядом с ней, ростом будет примерно с палец ноги скульптуры. Неудивительно, что при таких размерах её видно с другого конца города.
Можно бесконечно писать о переполняющих чувствах, особенно здесь, на высшей точке комплекса, однако именно здесь, глядя на эти исполинские композиции, растворяясь в этом освещении, понимаешь, какой ценой доставалась Победа и какой след оставила война в истории.
Может, сам город и тускловат, уже давно не Сталинград, а Волгоград, в чём, мне кажется, тоже есть своя ошибка — потерялось мощное название, но в этом городе побывать должен каждый, дабы просто проникнуться чувством гордости, благодарности и уважения к прошлому и настоящему своей страны.