Молочные реки и суррогат с красителем
Михаил ВасиленкоЛюди постарше помнят, как еще лет тридцать назад в предновогодние недели подборки новостей полнились трудовыми рапортами о выполнении и перевыполнении планов и социалистических обязательств. Иногда передовикам даже дарили праздничные елочки, как бы в знак досрочной встречи Нового года. Сейчас эти традиции забыты, о чем, может быть, не стоит и сожалеть. А может, и стоит. По крайней мере, новогодняя елка могла бы уже сегодня по праву украсить цеха молочного комбината «Ставропольский».
Конечно, никаких соцобязательств коллектив комбината не принимал и рапорты партии и правительству не слал. Но за 11 месяцев перекрыл итоговые показатели прошлого года. Сравните: к 1 декабря «МКС» закупил у частных, коллективных, фермерских хозяйств и переработал почти 81 тысячу тонн сырого молока, тогда как за весь прошлый год - 78 тысяч. Побив все краевые рекорды.
Пропагандисты былых времен не преминули бы назвать рекордное достижение хорошим подарком к отмеченному недавно 20-летию ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский», которым все это время бессменно руководит генеральный директор Сергей Владимирович Анисимов. А еще обязательно бы подчеркнули, что благодаря трудам Анисимова и всего большого коллектива комбината объем производства в сравнении с 1992 годом возрос десятикратно, ассортимент же выпускаемой продукции увеличен в тридцать раз.
Такими результатами работники «МКС» могут заслуженно гордиться, отмечая свой производственный Новый год. Но, помимо всего прочего, предпосылкой их успешной работы стали предпочтения покупателей, которые становятся все более разборчивыми и которых суррогатом уже не прельстишь. Они все меньше ориентируются на молочные «консервы», запакованные в тетрапаки и лишенные всякой биологической ценности, и все больше - на живые продукты, изготовленные из сырого молока. Что и является, можно сказать, фирменным стилем молочного комбината «Ставропольский», и о чем свидетельствуют те самые десятки тысяч тонн переработанных комбинатом. На мой взгляд, это главный качественный показатель его работы.
Удивительно, но находились весьма влиятельные начальники, которые, не вникая в существо дела и руководствуясь личностными симпатиями и антипатиями, публично попрекали «МКС» в том, будто его продукция сплошь изготавливается из... сухого молока. Сегодня эти нелепые домыслы даже не требуют комментариев. Однако факт остается фактом: вместо поддержки флагмана перерабатывающей промышленности Ставрополья, который выделяется щепетильной честностью по отношению и к потребителям, и к бюджету, кое-кто норовил вставить палки ему в колеса.
Зато вполне уверенно чувствуют себя предприятия, без стеснения наладившие производство полусуррогатных продуктов и порой даже не обременяющие себя закупками сырого молока. Вот, к примеру, их рецепт сметаны: сухое молоко, пальмовое масло, молочная кислота, вода. Перемешали, упаковали, продали. Другие - штампуют глазированные сырки... без творога: соя, стабилизаторы, ароматизаторы, красители. Перемешали, упаковали, продали. Вот тут бы уполномоченным органам и постоять за кошельки и здоровье потребителей, но...
Речь не идет о рекламировании продукции «МКС»: она в такой услуге не нуждается. Речь - о деятельной поддержке именно тех предприятий, которые своей качественной работой формируют не только бюджет, но и лицо края. О стимулировании остальных местных товаропроизводителей. О рыночном продвижении ставропольской продукции. О преодолении стереотипа захолустности, наконец.
Здесь есть о чем отчитаться правительству края и Думе: нельзя сказать, будто они сидят сложа руки. Но при виде того, как далеко в своем развитии ушел молочный комбинат «Ставропольский», возникает понимание, что по большей части край только в начале пути.