Молодежная стратегия Ставрополя - 2030. Первый шаг сделан
Олег ЧесноковВ краевом центре состоялась молодёжная стратегическая сессия «Ставрополь для молодёжи – 2030». Она проводилась для того, чтобы вместе с общественными организациями, студентами и активистами выработать направление развития молодёжной политики города. Лучшие проекты было решено поддержать, а в тех направлениях, где имеются проблемы, найти актуальные решения.
Местом проведения мероприятия, что, в общем, логично, было выбрано уже доказавшее свою состоятельность и привлекательность молодёжное пространство «Лофт». К участию были приглашены гости и жители Ставрополя в возрасте от 16 до 35 лет, в том числе представители общественных организаций, сообществ и студенческих объединений. Ключевая цель проекта – разработка стратегии развития молодежных инициатив в краевом центре до 2030 года.
Образ результата
Более практической целью мероприятия стало формирование представления о молодежи города, её деятельности и интересах для учета при стратегическом и текущем планировании деятельности комитета культуры и молодежной политики администрации города Ставрополя. В соответствии с этим и был сформирован образ результата. Это понятие определяет то, как будет работать новая стратегия, преимущества и выгоды, которые должны быть достигнуты в результате, а также связанные с ними риски и последствия.
Для участников сессии образ результата был таким – самопозиционирование, заявление своих запросов и потребностей, анализ дефицитов в организации собственной деятельности и расширение представления об этом и, конечно, влияние на стратегию молодежной политики администрации города.
Ожидания организаторов и работа в группах
Организаторов же, говоря научным языком, волновали проверка гипотез о субъектном поле, потребностях и трендах, а также расширение представления о молодежи Ставрополя.
Участники сессии были распределены на три группы. Вначале все они познакомились, рассказали о сути своей деятельности, описали проблемы и направления, которыми хотят заниматься, и определились с целевой аудиторией. Каждая из групп в течение десяти минут представила своеобразную презентацию.
Затем группы автономно сформировали поле проблем в своей деятельности. На практике это выглядело так – каждый участник писал на стикерах ответы на вопросы. Спрашивали вот о чём: «С какими проблемами за последний год в Вашей деятельности Вы столкнулись? Что я не могу сделать? Что помешало решить проблему и почему?». После этого состоялось обсуждение, и были сделаны выводы.
Каждый из участников сессии мог рассказать о том, что осознал в ходе совместной работы с коллегами, как будет строить свою деятельность в дальнейшем и что попытается изменить.
Организаторы сессии ожидали, что её участники в ходе совместной работы услышат других, узнают что-то новое, вдохновятся возникшими идеями и постараются сделать что-нибудь полезное, обсудят способы самореализации молодежи в условиях пандемии, начнут решать возникшие проблемы, заведут новые знакомства. Некоторые из этих ожиданий довольно быстро оправдались, судьбу других покажет ближайшее будущее.
Проблемы и тренды
Среди обозначенных участниками сессии проблем и трендов – спрос на продолжительность жизни и улучшение здоровья, увеличение количества молодых активных людей, потребность в развитии комфортного города, автомобилизация и цифровизация, продвижение танцевального развития, развитие социальных сетей, рост числа социальных предпринимателей, ротация в органах власти.
Среди тех направлений, где было отмечено увеличение или значительный рост – количество молодых людей, заинтересованных политической деятельностью, волонтёрство, в том числе донорство, экология, помощь пожилым людям, количество мероприятий в онлайн-формате и, как следствие, число молодёжи, принимающей в них участие, проектировка ландшафтного дизайна и улучшение городской среды, финансирование проектов по финансовой грамотности, массовые спортивные мероприятия и заинтересованность в здоровом образе жизни, интерес к технологиям в интернете во время пандемии - как среди бизнеса, так и среди сектора НКО.
Были отмечены тенденции к снижению по следующим направлениям – количество мероприятий в оффлайн-формате, активность молодёжи в целом, покупательная способность у физических и юридических лиц, заинтересованность детей и молодежи, проживающих на селе, в профессиональном спорте из-за отсутствия квалифицированных тренеров, стремление молодых людей к профсоюзной деятельности вследствие незнания ее направлений. Это, конечно, далеко не полный перечень как положительных, так и негативных моментов.
Сложности и предварительные выводы
В ходе работы было выявлено немало сложностей и несостыковок. Это, впрочем, вполне естественно. Так, некоторые участники не разделяли «должность» и «деятельность», считая эти понятия равнозначными. В целом лишь у небольшого количества участников присутствовало понимание направления собственной деятельности. В основном все находятся, образно говоря, на предварительном этапе. Например, если я активист – участвую везде, если волонтер – помогаю там, куда меня позовут. У большинства молодых людей нет понимания собственной уникальности и ценности. Но это должно прийти со временем.
Определение целевой аудитории и понимание проблем
Если целевую аудиторию молодым людям в целом удалось выявить, хоть и слишком широко – горожане, студенты и так далее, – то с пониманием их проблем возникли сложности у подавляющего большинства участников. Некоторые участники сессии, возможно, впервые посмотрели на свою деятельность с такой стороны.
В основном в группах говорили и думали о деятельности, которую ведут сами, перенося её в контекст проблемы. Поэтому часто звучали такие формулировки – помочь студентам отдохнуть и развлечься после учебы, важность трудоустройства выпускников и так далее.
Ребятам тяжело давался поиск проблем, которые у них есть в повседневной занятости. Возможно, от того что не меньше половины участников сессии являются студентами, ведущими какую-либо деятельность опосредованно. Кроме того, участники сессии с трудом смогли определить круг партнеров, конкурентов или других заинтересованных лиц или организаций.
Конечно, всё это – объяснимые издержки роста. Самое главное, что в Ставрополе активно привлекают к формированию стратегии молодёжной политики собственно молодых людей. Их мнения тщательно анализируют и учитывают, а значит, реальный толк от этой стратегической сессии обязательно будет. Тем более что недавно состоялось ещё одно аналогичное мероприятие в том же молодёжном пространстве «Лофт».
Наша справка
Создание благоприятных условий для самореализации активных молодых людей, желающих заниматься бизнесом, как важный элемент стратегии молодёжной политики.
Финансово-экономический кризис, затронувший Россию, обострил весь спектр проблем российской экономики, в том числе недостаточный уровень профессионализма, компетентности кадров, необходимый для деятельности в условиях инновационной экономики. В частности, это относится к предпринимателям, прежде всего потому, что в их составе мало молодежи, обладающей большим инновационным потенциалом.
Молодёжное предпринимательство должно стать одним из приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в России. Практика развитых стран показывает, что именно малый и средний бизнес является ключевой «точкой роста» экономики государства и способен обеспечить развитие конкурентоспособности в стране. Предпринимательство для способной, социально ориентированной молодежи – база для реализации деловой активности, основа для формирования и расширения среднего, уверенно «стоящего на ногах», класса, а значит, для устойчивого развития в стране массового социально и экономически здорового слоя, заинтересованного в стабильности общества и развитии демократических основ.
Малый и средний бизнес способен обеспечивать быструю генерацию новых рабочих мест, высокую эффективность капиталовложений и, как следствие, увеличивать налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Исследования Всемирного банка показали, что если в стране малое и среднее предпринимательство производит менее 40 процентов ВВП, то инвестиции в такую национальную экономику не дают необходимого эффекта. В развитых европейских странах малый бизнес производит до 70 процентов ВВП и создает от 50% до 60% рабочих мест, а на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий.
Предпринимательство - мощный инструмент борьбы с безработицей, предоставляющий широкие возможности для самозанятости населения и создания условий для увеличения рабочих мест. Бизнесмены – особый класс общества, ориентированный на формирование системы экономической поддержки, общественного контроля и стабильности государства. Малые и средние предприятия значительно укрепляют экономическую базу местных органов власти, оказывают положительное влияние на развитие сел, небольших городов, что позитивно воздействует на решение экономических проблем региона и страны в целом. В связи с этим формирование экономического мышления, выявление и развитие способностей к предпринимательской деятельности особенно актуально для молодых людей, и, прежде всего, выпускников средних и высших учебных заведений, которые стоят перед выбором своего личного и профессионального пути.
Научные исследования, статистика показывают, что не более 10-15 процентов работоспособного населения склонно к предпринимательству. Однако даже в этом случае, при наличии способностей к бизнесу молодой человек должен захотеть стать предпринимателем. Ему надо поверить, что это возможно в рамках налоговых и других имеющихся в государстве законов, а также знать, что есть «лучшие образцы», и понимать, откуда черпать информацию и поддержку.
Современная российская действительность усложняется тем, что несколько поколений, живших и учившихся в Советском Союзе, где предпринимательство воспринималось как жульничество и мошенничество, не воспринимает эту деятельность серьезно. С учётом такой специфики Россия должна делать ставку именно на молодых людей, которые выросли в условиях новых экономических реформ и видят предпринимательство как основу материального благополучия и профессионального роста. Получается, что именно молодежь и является основной движущей силой малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного, и играет главную роль в решении социально-экономических проблем. Но на законодательном уровне категория «молодежное предпринимательство» в России пока не определена. Федеральные законы не выделяют молодых предпринимателей в отдельную категорию, предоставляя им поддержку на общих основаниях с другими субъектами малого предпринимательства. Это обязательно надо сделать в ближайшем будущем.