Молодежная стратегия Ставрополя - 2030. Шаг второй

Олег Чесноков

Продолжение. Начало в №227 - 228.

 

В краевом центре состоялась вторая молодёжная стратегическая сессия «Ставрополь для молодёжи - 2030». Это мероприятие, как и его первая часть, прошедшая несколькими неделями ранее, проводилось в молодёжном пространстве «Лофт». На него были приглашены гости и жители Ставрополя в возрасте от 16 до 35 лет, в том числе представители общественных организаций, сообществ и студенческих объединений. Главная цель – выработать стратегию развития молодёжной политики города до 2030 года. Лучшие проекты было решено поддержать, а в тех направлениях, где имеются проблемы, разработчики документа будут искать актуальные решения.

 

Образ результата

Сначала, как и на первой сессии, определились с образом результата. То есть с тем, как будет работать новая стратегия, каковы преимущества и выгоды, которые должны быть достигнуты в итоге, а также связанные с ними риски и последствия.

Вторая сессия по разработке стратегии молодёжной политики Ставрополя-2030.
Вторая сессия по разработке стратегии молодёжной политики Ставрополя-2030.

Для участников образом результата стало влияние на стратегию молодёжной политики администрации города и расширение представления о собственной деятельности, а также о возможностях для её развития. Для организаторов – проверка гипотез об образе будущего развития молодёжной сферы краевой столицы и целях программы политики города в этом направлении, расширение представления о молодых жителях Ставрополя.

 

Образ будущего - 2030

Участники второй сессии разбились на три группы и начали работу. Сразу стало понятно, что мало кто из присутствующих видит себя в молодёжной политике через 2 - 3 года. Некоторые хотят уехать из Ставрополя, чтобы заниматься иной деятельностью. При этом всего три человека из аудитории были на предыдущей встрече 21 ноября.

Участники сессии попытались сформировать образ будущего Ставрополя в 2030 году. Если обобщить прозвучавшие идеи, то краевой центр будет большим современным городом, в то же время сохранившим историческое наследие. Он станет более зелёным, экологичным, может - даже курортом, культурной столицей СКФО с неповторимым стилем, с большим количеством вузов и студентов, спортивных объектов и молодёжных, творческих, художественных пространств, с развитым альтернативным транспортом, с собственным центром, типа Сколково. В городе наладится диалог власти и общества, возникнут десятки разных кластеров, здесь будет комфортно проживать и пенсионерам, и людям среднего возраста, и молодёжи. Таким образом, участниками второй сессии была нарисована достаточно яркая, оптимистичная и полная картина будущего краевой столицы.

 

Образ будущего - 2024

Если говорить о более близкой перспективе, то её попытались определить с помощью предполагаемых заголовков новостных лент. По мнению участников сессии, они будут выглядеть так: «Глава города взял под личный контроль сохранение исторических зданий», «Проходит реставрация старых домов в Ставрополе», «Ставрополь вернул себе звание самого зелёного города», «1 декабря в Ставрополе объявлено днем без мобильных телефонов и Интернета», «Ставрополь стал самым быстростроящимся городом в России в ущерб благоустройству и экологии», «Активисты города приняли официальное участие в организации Всемирной студенческой весны», «Быть активистом не только правильно, но и почетно», «Правительство Ставропольского края выделило деньги на реализацию проекта «Молодежные пространства», «За 2023 год в Ставрополе высадили пять тысяч деревьев», «Ставропольская молодежь использует предоставленные им пространства на пользу городу», «В Ставропольском крае приняты на работу более 10 тысяч студентов на основании их волонтерского стажа», «В Ставрополе прошел пятый за четыре года «диалог на равных»: власть и молодежь начали системно взаимодействовать», «Ставрополь – центр цифровых систем», «Молодежь города ежемесячно приглашает власти к диалогу на равных», «В Ставрополе началось строительство большого киберпространства», «В Ставрополе строятся многоуровневые студенческие парковки», «Город, насчитывающий сто креативных арт-объектов и граффити», «Продолжается строительство арт-кластера для всех направлений», «Открылся арт-кластер для современного искусства», «Проведена Студенческая весна европейских государств», «Ставрополь – город, куда люди переезжают жить», «Губернатор края заложил первый кирпич в строительство студенческого городка», «Завершена реконструкция Ставропольского цирка, который стал крупной площадкой для проведения мероприятий», «Ставрополь стал победителем всероссийского голосования «Город для молодежи», «Началась реализация проекта «Старый дом – новый дом», «Активисты Оффбитс провели очередной митинг за строительство воркаут-площадок».

Если судить по затронутым темам, то молодые люди смотрят на ближайшее будущее Ставрополя так же позитивно. Исключения составляет лишь возможное ухудшение качества жизни горожан из-за быстрых темпов строительства многоквартирных домов.

 

Презентация результатов работы групп

В ходе этого процесса были высказаны интересные предложения. Например, по налаживанию диалога между властью и молодёжью. Так, представители отвечающих за работу с молодёжью структур правительства края и администрации Ставрополя должны регулярно встречаться с юными жителями города и обсуждать самые острые проблемы.

Есть идея предотвращения оттока выпускников вузов из Ставрополя и создания в городе условий для привлечения талантливой молодёжи. Краевой центр должен стать местом, куда хочется приезжать и откуда не захочется уезжать. В то же время возникла дискуссия по поводу пользы, которую могут принести для региональной столицы приезжающие из республик СКФО, других регионов и сельских территорий.

Если говорить о Ставрополе как о центре культуры, то для этого нужно создать много инфраструктурных объектов, проводить достаточное количество мероприятий и организовать регулярную, а возможно, круглосуточную работу арт-кластера.

 

Критерии и параметры успеха реализации проектов

Среди них участники молодёжной сессии выделили такие: число частных СМИ в городе, сколько произошло встреч главы региональной столицы с сообществами и как много людей участвовало в этих мероприятиях, количество в краевом центре различных сообществ и их активность, статистика присутствия в Ставрополе иногородних студентов.

Также важен процент населения города, часто – более 4 - 6 часов в день – пользующегося социальными сетями, и то, какой контент им интересен.

О диалоге молодёжи с властью должно свидетельствовать количество региональных законопроектов или решений Ставропольской городской Думы, подготовленных с участием сообщества. В этой связи немаловажно изучение востребованности молодёжных пространств, реализация проектов при помощи грантовых средств, вовлеченность студенческих строительных отрядов.

Отдельным блоком был выделен экологический. Среди предложений – мониторинг процентного соотношения комфортных для проживания кварталов и каменных «джунглей», инициатива по принятию проекта краевого закона о запрете вырубки лесов на территории города Ставрополя, определение площади для высадки деревьев и выделение средств на их закупку, создание «зелёных» арт-объектов, увеличение количества урн и мусорных контейнеров, совершенствование системы утилизации и вторичной переработки отходов с вариантом создания большего количества сортировочных корзин.

 

Креативный подход

Молодые люди подошли к работе креативно. Прозвучавшие мнения и высказанные пожелания даже перечислить непросто – увеличить в Ставрополе число отреставрированных исторических зданий, добиться роста количества всероссийских мероприятий для молодёжи (как минимум два раза в год), повысить трудоустройство юных горожан, туристическую привлекательность краевой столицы и её вузов, создать новых лидеров мнений, дать благоприятные условия молодым предпринимателям, обеспечить популярность сообществ и пространств, снизить потребление никотина и алкоголя, повысить рождаемость, привлечь спонсоров.

Также важно наладить коммуникацию работы высших учебных заведений и комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя, сделать так, чтобы их действия шли в одном русле.

 

Итоги

Конечно, при прогнозировании на срок 3 - 5 лет, а то и более долгий многие факторы участники второй молодёжной сессии просто объективно не смогли учесть. Но главное – они пытаются на них влиять.

Наверное, основной вывод – не нужно искать молодёжных лидеров, особенно создавать их искусственно. Надо добиться того, чтобы молодой человек сам проявлял себя как лидер. Кроме того, необходимо попытаться сделать город Ставрополь привлекательным как для молодёжи, так и для других поколений.

Но, пока не оформятся в качестве весомой общественной силы те, для кого и создаётся будущая молодёжная стратегия, реализация её мероприятий бессмысленна.

 

Наша справка:

Специалисты выделяют основные направления, по которым в крупном городе может осуществляться политика развития потенциала, адресованная молодёжи. Это оформление, поддержка, развитие молодёжных креативных сообществ, продвижение креативного образа жизни и возможностей, связанных с развитием, создание спроса на результаты деятельности креативных сообществ и системы заказов к такой деятельности.

Одним из основных субъектов, осуществляющих молодёжную политику, являются власти различного уровня. Регион участвует в государственных программах молодёжной политики, предлагает программы регионального масштаба, местные отделы и комитеты по делам молодёжи осуществляют территориальные и городские программы.

В политике властей ведущими являются направления, направленные на «компенсацию дефицитов». Это программы трудоустройства, направленные на тех молодых людей, которые ещё не приобрели профессию и постоянный источник к существованию либо просто хотят приложить свои силы к чему-то полезному, но не знают к чему. Места для трудоустройства, как правило, связаны с работой, не требующей высокой квалификации, часто – сезонной, и компенсируют недостаток рабочих рук и средств у муниципалитетов. Возможность включения молодёжи в более сложные виды деятельности, как правило, декларируется, но не рассматривается.

Также можно выделить системы льгот, компенсирующие образовательные дефициты и экономическую неконкурентоспособность у выходцев из определённых социальных групп. Реально работает в основном предоставление тех льгот, которые не связаны с бюджетными затратами: к примеру для абитуриентов. Либо тех, затраты на которые несут другие ведомства: льготные стипендии, например.

Более серьёзные программы этого направления – льготного обеспечения молодёжи жильём, развития и поддержки молодёжного предпринимательства – как правило, упираются в дефицит бюджетного финансирования и неразвитость нормативной базы. Например, в отсутствие системы долговременного кредитования.

«Ставрополь для молодёжи - 2030», вторая молодёжная стратегическая сессия, диалог между властью и молодёжью

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление