Молодо-зелено
Василий СкакунУ известного французского философа Мишеля Монтеня, жившего в XVI веке, нашлось интересное высказывание, с которым хотелось бы как минимум не согласиться. Он писал: «Из всех известных мне прекрасных деяний человеческих, каковы бы они ни были, гораздо большее количество, насколько мне кажется, совершалось до тридцатилетнего возраста, чем позднее. Так было в древности, так и в наше время, и часто в жизни одного и того же человека: ведь это с полной уверенностью можно сказать о Ганнибале и о его великом противнике Сципионе. Добрая половина их жизни была прожита за счет славы, которую они стяжали в молодости: позже они тоже были великими людьми, но лишь по сравнению с другими, а не с самими собой. Что до меня, то я с полной уверенностью могу сказать, что с этого возраста мой дух и мое тело больше утратили, чем приобрели, больше двигались назад, чем вперед. …Иногда первым уступает старости тело, иногда душа. Я видел достаточно примеров, когда мозг ослабевал раньше, чем желудок или ноги. …Мне кажется, что, принимая во внимание бренность нашей жизни и все те естественные и обычные подводные камни, которые она встречает на своем пути, не следовало бы придавать такое большое значение происхождению и уделять столько времени обучению праздности».
Собственно говоря, можно понять, почему Монтень так восхвалял молодые годы. Чем, как правило, занимались те, у которых едва начинали пробиваться усы, - естественным ремеслом тех эпох. А ремесло это – вооруженные столкновения. Другого способа применения своих сил и устремлений в те времена (средние века), а тем более в древности, не было. Только и делали, что либо обороняли свои поселения, либо нападали на другие.
Тот же Александр Македонский, непревзойденный полководец, основная деятельность которого состояла в сражениях и захватах чужих территорий. Он умер в 33 года. Перед его телом шли обозы со всевозможным богатством, захваченным у своих врагов. Кстати, он запретил связывать ему руки, и они свободно свисали с обоза похоронной процессии, чтобы все видели, что он, уходя, ничего не забирает с собой. В еврейской Торе говорится, что как приходит человек в эту жизнь с пустыми руками, так и уходит с пустыми, независимо от того, чем занимался в течение жизни.
Естественно, что все молодые годы Македонского и были посвящены этому ремеслу: убивать и грабить. В эти годы, когда мозги не заняты более достойными проблемами, остается только и заниматься подобными делами, не говоря уже о том, что мальчишек уже с детства воспитывали в спартанском духе - не знающими слова «пощада».
Кстати, о молодом задоре. Вы никогда не задумывались о причинах, способствующих возникновению революционного порыва в 1917 году? Так вот, одной из них являлось то, что средний возраст населения России того времени был 21 год. И поднять его, опираясь на ошибки Николая II, было довольно просто (война 1905 года и добровольное влезание в войну 1914 года с огромными жертвами). Кстати, сейчас у нас в стране средний возраст 40 лет, так что революционные перемены нам, скорее всего, не грозят.
Великая Природа, надо отдать ей должное, очень расчетливо распределила возможности использования человеком запасов жизненной энергии. В молодые годы все концентрируется на проявленности физических качеств, а в более взрослом возрасте включается, скажем так, мозговая деятельность, естественно, при условии заинтересованности человека в ее развитии.
Почему Монтень говорит о преждевременном угасании энергии мозга в сравнении с деятельностью желудка и ног. Все дело в том, что в нашем организме развиваются и совершенствуются только те органы, которые мы часто используем. Естественно, желудок и ноги находятся в постоянной работе, мозги же способны развиваться только при их постоянном использовании.
Мы, люди старшего поколения, пропустившие через себя эти этапы жизненных (возрастных) процессов, начинаем благодарно осознавать эти заботливые деяния Высшего Разума. Мы живем в том периоде, когда дети наши уже твердо стоят на ногах при условии, если мы, родители, передали им достойный опыт. Иных особых забот у нас тоже не так уж много. И что делать тогда: быть бездельниками или слоняться, не зная, как провести эти часы от подъема до отбоя. Это - особое время как для самопознания мира, так и познания самого себя. Причем, чтобы познать мир, совсем не обязательно путешествовать по странам и континентам. Лао Цзы говорил, чтобы познать мир, можно даже не покидать свой дом. Познание мира идет через познание самого себя. Мудрецы утверждали, что тот, кто познал самого себя, тот познал Замысел Бога. И естественно, этот внутренний мир неоценимее и богаче внешнего.
Но каждый вправе спросить: а зачем мне эти знания, когда я вскоре уйду из земной жизни? И если Македонский показывал своей свите, что ничего материального нельзя забрать с собой, то Высшая стратегия заключена в том, что знания жизни, обогащенные духовно-нравственным багажом, накопленные в течение жизни, мы способны забирать с собой для использования в следующем воплощении. А среди нас, взрослых, уж очень много тех, которые сошли с ума от золотой лихорадки, в которой теряются честь и совесть, не говоря уже о справедливости и сострадании. Так вот, чем чище мы с вами будем становиться и чем больше нас будет, тем в большей степени мы сможем помочь миру в нахождении истинного пути жизни.
P.S. Лично у меня была запоминающаяся спортивная молодость, достойная в высшей степени последующая тренерская деятельность, но то, чем я занимаюсь в последние годы, – это золотая пора.