Монитор – директор: диалог на равных
Лариса РакитянскаяМежшкольные методические центры были доверены самым лучшим краевым школам, которые являются сегодня лидерами в образовании. В день открытия РММЦ в 12-й гимназии много говорилось о том, что с 2006 года он даст старт обучению информационным технологиям руководителей образовательных учреждений города.
И вот на днях в 12-й гимназии прошел семинар для директоров городских школ. До этого они, как настоящие школяры, посещали занятия, осваивая азы компьютерной грамотности – но в масштабах собственного – школьного – информационного пространства.
А таковое теперь в наших школах есть. Оно было и раньше, просто вряд ли кто понимал, какая это на самом деле сложная и многоступенчатая система. Она связана не только с внутренним миром школы, но и с информационным пространством города, края, региона…
О том, как учились директора школ осваивать этот «микрокосм», рассказывает сегодня читателям «Вечерки» директор РММЦ, директор гимназии № 12 г. Ставрополя Елена РЕМАРЕНКО:
- Елена Викторовна, что прозвучало для наших директоров настоящим откровением в таком довольно новом формате общения, как «директор – монитор»?
- Директорский корпус наших образовательных учреждений достаточно грамотный и подготовленный, так что открытие для себя вряд ли кто сделал. Другое дело, что руководители получили систематизированные знания о понятии единого информационного пространства образовательного учреждения, о базовой информации, необходимой для управления, о формировании и взаимосвязи информационных потоков.
- Значит, они познакомились с определенной системой, присущей только школе?
- Да, это так, и система эта называется «1С: ХроноГраф Школа», в которой речь идет о системе автоматизации администрирования и создания единой базы данных образовательного учреждения.
- Единая база данных школы – уж очень громко это звучит…
- А чему вы удивляетесь? Школа на самом деле достаточно просторное, но в то же время и достаточно узкое, собственное, специализированное информационное пространство. Взять, к примеру, одних только его участников. Их, на первый взгляд, всего четыре: администрация, преподаватели, учащиеся и родители. Но информационные потоки между ними уже формируются достаточно сложно: администрация имеет тесный контакт с преподавателями, учащимися, родителями, преподаватели – с учащимися и родителями и наоборот… Дополнительным звеном в такой схеме может являться группа с условным названием «Руководители высшего уровня». Это только звучит страшновато, а на самом деле эта часть виртуального общения включает в себя контакты школы с органами управления образования (что вполне естественно и нормально!), с местными органами власти, общественными организациями и так далее…
- Получается, что мир школы не ограничен теперь только ее стенами?
- Конечно! Но все же основной управленческий компонент лежит именно в этом информационном сегменте.
- Значит, современный директор о своей школе может знать все в режиме он-лайн, не выходя из собственного кабинета?
- Да, и это очень важно. Ведь руководителю становятся доступными ресурсы об оперативном планировании учебного процесса, о формировании учебной нагрузки, о составлении и ведении расписания, о его корректировке, об учащихся и их личных делах, о формальных результатах обучения, о кадрах, о мониторинге здоровья учащихся, о книгах, имеющихся в школьной библиотеке. Фактически – о чем угодно, касающемся школы.
- Но кто будет пользоваться этой информацией? Ведь, на первый взгляд, она так доступна, что слишком хорошо может оказаться нехорошо…
- Основными пользователями базовой информации, как правило, являются первые руководители образовательных учреждений – директор и его заместители. Они же являются и создателями информации общего доступа. К выполнению части работ по наполнению данной информации могут привлекаться и другие сотрудники – например, секретарь. Кстати, все детали формирования информационной базы образовательного учреждения мы и рассматривали в рамках программного пакета «1С: ХроноГраф Школа».
- А что даст детям формирование единого информационного пространства школы?
- В первую очередь, свободный доступ к образовательным ресурсам, информацию об общественной жизни школы, о «портфолио» работ учащихся по основным предметам, о базе данных школьной библиотеки. Думаю, что умение пользоваться даже таким относительно небольшим набором информации значительно расширит их мир и выработает привычку общения с компьютером. А уж эта привычка обязательно пригодится в дальнейшем, можно не сомневаться!
Добавлю к сказанному, что прошедший семинар – не завершение занятий: программа обучения директоров школ заканчивается 8 февраля, а спустя несколько дней все наши руководители школ получат в подарок от Национального фонда подготовки кадров ноутбуки – как раз для того, чтобы внедрить программу «1С: Хроно Граф» в каждой школе города.