Мошенники проникли в банк. Мобильный
Лариса ДенежнаяРаньше воры годами шлифовали свое мастерство, чтобы виртуозно стащить из кармана или сумки кошелек с деньгами. Сейчас мошенники воруют деньги не выходя на улицу, вооружившись… сотовым телефоном. А пострадавшими становятся граждане, у которых подключена услуга «Мобильный банк».
Граждан, у которых мошенники сняли деньги с зарплатных, пенсионных, кредитных банковских карт, немало. Как сообщает краевая служба Роспотребнадзора, в последнее время подобные случаи участились. Причем с развитием мобильного банкинга растет число связанных с ним схем мошенничества. Пристальное внимание злоумышленников к «мобильному» воровству объяснимо – мобильный банкинг дает возможность управления счетами клиента (переводы денежных средств между счетами, внутрибанковские переводы, переводы в другой банк, на телефоны и т. д.). Но если для пользователя такая услуга – несомненное удобство, для мошенника – легкий способ «пощипать» чужие деньги, и немалые.
При оформлении кредита клиентов обычно информируют о возможности подключения мобильного банка через регистрацию своего номера мобильного телефона. Подключение к «Мобильному банку» проводится только на основании заявления. При получении в банке карты, на которую должна перечисляться заработная плата, в обязанность гражданина входит указание своего действующего номера телефона. При этом клиент банка также может получить услугу «Мобильный банк» на данный телефон. Ее подключение производится после письменного информирования граждан соответствующим пунктом договора.
Ваш номер телефона – своего рода «ключ» к вашему «мобильному сейфу». Об этом нужно знать и помнить. Если вы потеряли мобильник, сим-карта может попасть в руки постороннего человека. «Продвинутые» мошенники, обнаружив в телефоне подключение «Мобильного банка», могут очень быстро воспользоваться таким «подарком». Поэтому нужно экстренно сообщить оператору связи о ситуации для блокировки сим- карты.
Специалисты краевой службы Роспотребнадзора напоминают: банк в обязательном порядке прописывает в договоре информацию о необходимости уведомления учреждения, если вы поменяли телефонный номер. В случае поступления в службу помощи банка сообщения об утрате мобильного телефона его сотрудники обязаны блокировать предоставление услуг «Мобильного банка». Одновременно владелец банковской карты должен при изменении его данных, указанных в заявлении (в том числе номера телефона), переоформить заявление.
Бывают случаи, когда абонент, приобретая сим-карту и указывая ее номер в банке, забывает ею пользоваться. Если это происходит в течение 90 дней, она блокируется. Если сим-картой не пользуются более 180 дней, договор с абонентом расторгается в одностороннем порядке. Формально, согласно последним изменениям в условиях оказания услуг подвижной связи, односторонним отказом гражданина от исполнения договора является неиспользование абонентом платных услуг в течение периода, указанного в выбранном тарифном плане (от 90 до 183 дней).
По истечении указанного срока неиспользования сим-карты (телефонного номера) оператор связи может её заблокировать и выпустить новую с тем же номером, а далее передать (продать) этот телефонный номер другому физическому лицу. Таким образом, при поступлении СМС–сообщений по информации «Мобильного банка» о состоянии счета новый пользователь имеет возможность технически оперировать счетом, не имея пароля, пин-кода и т. д., что практически невозможно при пользовании Интернет–связью.
Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю предупреждает: если у вас подключена услуга «Мобильный банк», не забывайте блокировать сим-карту в случае её потери или если вы ею не пользуетесь, немедленно вносите изменения о смене телефонного номера в банковский договор.
Если же вами зафиксирован факт незаконного снятия денег с карты, подайте заявление в полицию по факту мошенничества. У вас появится шанс вернуть свои деньги.
Недавно и сотрудники редакции, имеющие корпоративные телефонные номера, столкнулись с попыткой мошенников «развести» их на деньги. От имени банка им пришли СМС-сообщения о якобы имевшей место блокировке карт. Для их разблокировки советовали перезвонить на указанный мобильный номер. Мошенники, действующие вслепую, конечно, не знали, кому адресовали свои послания. Журналисты – народ «тертый». Кто-то «пробил» через Интернет ситуацию с таким «разводом» на деньги, выяснив, что преступную схему уже «откатали» в других регионах. Кто-то позвонил руководству редакции, чтобы пролить свет на странную «блокировку».
Банки сейчас предупреждают своих клиентов: ни в коем случае не перезванивать ни на какие номера, указанные в СМС. Настоящие учреждения в своих сообщениях указывают только городские номера, но не мобильные (за исключением бесплатных 8-800-****). Ну а если и оповещают клиентов о блокировке карты, то в тексте сообщения указывают лишь первые и последние 4 цифры номера карты. В лже-SMS-сообщениях мошенников номер карты не указывается – откуда им знать?