Моя жизнь - танец
Ольга МетёлкинаТанцевать Ирина начала в том возрасте, в котором многие себя ещё и не помнят.
- Музыка, движение, аплодисменты - это мои самые яркие детские впечатления, - с улыбкой говорит сегодня Ирина Юрьевна Виниченко, лауреат ежегодного городского конкурса «Женщина года» в номинации «На крыльях успеха», заведующая хореографическим отделением в Ставропольском краевом колледже искусств. - Свои первые шаги на сцене я сделала в коллективе народного танца, этому жанру и осталась верна на всю свою творческую жизнь.
После окончания Московского государственного института культуры Ирина Виниченко решила вернуться в родной край, в любимый с детства Ставрополь, чтобы профессионально заниматься народным хореографическим творчеством терских казаков, нести богатую, яркую культуру наших предков в самые широкие зрительские массы.
- Мне повезло тогда, - вспоминает Ирина Юрьевна. - Анатолий Брунилин, известный балетмейстер, как раз создавал Государственный ансамбль танца «Ставрополье», в который и пригласил меня работать. Десять лет я была солисткой балета этого коллектива. Пожалуй, это время активной артистической деятельности стало самым ярким, полным незабываемых впечатлений периодом в моей жизни. Мы гастролировали по всему Советскому Союзу, объездили почти полмира! И языковой барьер не мешал зрителю во всех точках планеты понимать наше искусство. Везде казачью песню, наш танец люди принимали с такой большой теплотой и благодарностью! Энергетический заряд, который артист получает на сцене от публики, компенсирует все трудности ежедневных репетиций, перелётов и переездов. Ты чувствуешь, что твоя работа нужна, востребована, и это придаёт столько новых сил для дальнейшего профессионального роста! С творчеством, в этом смысле, может сравниться, пожалуй, лишь педагогическая деятельность.
И Ирина Юрьевна хорошо представляет о чём говорит - семнадцать лет жизни она посвятила взращиванию молодых талантов в качестве преподавателя и балетмейстера-постановщика. Для обучения детей и студентов хореографическому искусству ею были написаны многочисленные методические пособия и программы, которые широко используются преподавателями хореографии.
Не один десяток талантливых артистов, воспитанных Ириной Виниченко, сегодня радуют зрителей во многих творческих коллективах России. Одно только «Ставрополье», гордость нашего города и края, на девяносто процентов состоит из бывших учеников этого талантливого педагога.
- По книжке ведь танцевать не научишь, - делится Ирина Юрьевна. - Для каждой группы, для каждого студента свой подход нужен и своя методика. Ведь у кого-то подготовка сильнее, у кого-то слабее; кто-то на лету хватает, а другому трудиться и трудиться надо, чтобы какое-то движение отточить до безупречности. Работая с молодёжью, такую ответственность за каждого из них чувствуешь! Ведь я им профессию на всю жизнь даю. От меня, от моей добросовестности зависит, будет ли человек хлеб с маслом есть, или сухую корку жевать.
Балетмейстер Ирина Виниченко, по признанию коллег, отличается ярким самобытным творческим «почерком». Это её качество было по достоинству оценено, и именно ей городская администрация поручила постановку всех хореографических номеров в день празднования 230-летия нашего города, которое Ставрополь отметил в прошлом году.
Огромный гала-концерт, воплощённый силами более четырёх тысяч артистов и спортсменов на стадионе «Динамо», надолго останется в памяти горожан как грандиозное и красочное зрелище. Множество ярких тематических блоков-страничек, в которых были представлены и история нашего города, и его культура, и его настоящее и будущее, воплощённые в самых разноплановых хореографических решениях, были тем не менее объединены одной пульсирующей через всё действо идеей - идеей преемственности, единством разнообразия, которое составляет картину Ставрополя. Масштаб и качество воплощения творческой идеи произвели тогда впечатление даже на приглашённых из столицы звёзд шоу-бизнеса.
- Конечно, было трудно организовать такую огромную массу народа, добиться синхронности в выполнении хореографических движений, выстроить единую смысловую линию через все блоки театрализованного действа, - вспоминает лауреат.
К тому же организаторы задействовали большое количество детей, и балетмейстеру нужно было учитывать физические возможности детского организма, особенности детской психики. Строить репетиции так, чтобы не утомить юных артистов и в то же время получить от их работы максимальный эффект.
- Но у нас была очень хорошая, слаженная команда неравнодушных людей, объединённых одним творческим замыслом, - продолжает Ирина Юрьевна. - Помогало и то, что главным режиссёром праздника выступал мой муж, Александр, заслуженный работник культуры России, директор детской хореографической школы города Ставрополя. С ним мы составляем не только супружеский, но и творческий союз вот уже 27 лет, вдохновляем и поддерживаем друг друга всё это время, воспитали и вырастили дочь Екатерину. Поэтому при всех тех организационных трудностях и психологическом напряжении в течение двадцати четырёх часов в сутки, с которым была сопряжена работа над этим проектом, я знала - за мной крепкий тыл, плечо, на которое всегда можно опереться. А ведь это так важно для любой женщины!
Танец – это моя жизнь. И во многом благодаря тому, что со мной рядом такой же творческий, понимающий и заботливый человек, я смогла реализоваться в жизни.
А в том, что город так высоко оценил моё творчество, присудив мне лауреатство в таком почётном конкурсе, как «Женщина года», есть, конечно, заслуга и моего мужа.
Записала Наталья Тарновская.