Можно ли вернуть в аптеку лекарство или тонометр?
Лариса ДенежнаяБывает так, что купил в аптеке совсем не то лекарство, что доктор прописал. Памперсы или ортопедические чулки, бандаж - не того размера. А медицинский прибор — с другими характеристиками или комплектацией. Обычно продавцы категорически отказываются принять товар обратно или обменять его на новый, указывая на размещенное в аптеке объявление, которое гласит, что лекарства, средства гигиены, медицинские приборы обмену и возврату не подлежат. А так ли это? Вот какие разъяснения дают специалисты Роспотребнадзора.
В большей части случаев у аптечных учреждений действительно есть юридические основания для отказа от возврата или обмена. Но не во всех случаях.
Согласно п. 2.17. Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785 (ред. от 22.04.2014), приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену. Аналогичная норма установлена Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, утвердившим «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
По смыслу указанных документов, возврату и обмену не подлежат товары надлежащего качества, которые относятся к продовольственным товарам, лекарственным препаратам, к товарам для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях; которые являются предметами санитарии и гигиены, медицинскими инструментами, приборами, аппаратурой, средствами гигиены полости рта, предметами по уходу за детьми, предметами личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары), парфюмерно-косметическими товарами. Не подлежат возврату и обмену изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные, линзы для очков, продаваемые некоторыми аптеками. Поэтому продавец юридически прав, отказываясь принимать или обменивать аптечный товар.
Однако возврату и обмену не подлежат товары только надлежащего качества. В случае если лекарственные препараты или медицинские изделия являются недоброкачественными, продавец (фармацевт) обязан принять такой товар.
Если у товара выявлен недостаток, то согласно ст. 18 Закона №2300-1 «О защите прав потребителей» возможно: заменить его на товар этих же или других марки, модели, артикула с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать: соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы, при этом возвратив товар с недостатками продавцу.
Вам должны обменять товар и в случае, если он является доброкачественным, но фармацевт перепутал его наименование, ошибся в дозировке или форме лекарственного средства.
Что можно считать недостатком лекарственных препаратов и медицинских изделий?
- Истекший на момент продажи срок годности;
- отсутствие обязательной информации о товаре, в том числе информации на русском языке;
- несовпадение серии и сроков годности на упаковке и препарате;
- отсутствие инструкции по применению препарата;
- несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям;
- наличие в упаковке брака - сколы, негерметичность, нечитаемая полиграфия.
Вернуть лекарство возможно и в случае нарушения порядка отпуска лекарственных препаратов, а именно: когда рецептурный препарат продан без рецепта (основание п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров). Ведь у рецептурных препаратов могут быть серьезные побочные эффекты, поэтому возможно ухудшение течения заболевания покупателя. Такой препарат должен быть принят фармацевтом обратно.
Специалисты Роспотребнадзора советуют быть внимательными при покупке лекарственных препаратов, проверять правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, не отходя от кассы. Требуйте проверки медицинских приборов в вашем присутствии, если это технически возможно.
Что делать, если товар ненадлежащего качества, а продавец отказывается принять его обратно или заменить на новый?
В этом случае необходимо составить претензию в свободной форме, в двух экземплярах, с просьбой вернуть или заменить товар. К претензии приложить само лекарство или медицинское изделие, кассовый или товарный чек, рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту, показания свидетелей (если имеют место быть), гарантийный талон (при его наличии).
На одном экземпляре претензии работник аптеки ставит свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия заявления, печать продавца (при наличии). Второй экземпляр остается у покупателя в подтверждение обращения к продавцу.
При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме направьте документ почтой с уведомлением и описью вложения, что позволит в случае обращения в управление Роспотребнадзора или суд подтвердить соблюдение претензионного порядка.
При оформлении претензии к продавцу обратите внимание на смысловую разницу слов «замена» и «обмен». «Замена» используется при требовании в отношении некачественного товара, «обмен» - в отношении качественного.