Мракобесие – от нехватки любви!

Станислав Маслаков

Мракобесие – от нехватки любви!
20 июня, несмотря на протесты православных фундаменталистов, в Ставрополе прошёл показ рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». Перед спектаклем в фойе драмтеатра журналисты встретились с организаторами и исполнителями главных ролей.

В отличие от не состоявшегося три года назад выступления постаревшего Кашпировского, когда дело едва не дошло до рукоприкладства, на этот раз религиозные активисты вели себя достаточно мирно. Вместо негодующей толпы с транспарантами фундаменталисты были представлены четырьмя неподвижными персонами, которые, окружив театр со всех сторон, тихо читали священные тексты. Видимо, производили обряд изгнания бесов. Впрочем, сеанс экзорцизма спектаклю не помешал, да и был, собственно, не по адресу. Отечественная версия рок-оперы отличается таким накалом духовности и столь глубокой религиозностью, что говорить о её кощунственности не приходится.

Собственно, первый показ русской версии «Иисус Христос – суперзвезда» состоялся в далёком 1990 году с личного благословения Патриарха Алексия II, и один этот факт не позволил бы официальной РПЦ встать на сторону излишне ярых своих адептов. Не говоря уже о том, как много людей пришли к христианской вере благодаря спектаклю за прошедшие 23 года.

Бессменный исполнитель роли Христа Владимир Дяденистов сам человек глубоко верующий. В любой роли он видит тропинку к Богу, а к спектаклю «Иисус Христос – суперзвезда» относится как к послушанию. Не имея актёрского образования, он играет Христа всё время, что существует российская версия рок-оперы. Несмотря на то, что за прошедшие годы он стал старше своего персонажа почти вдвое, это не мешает находить в роли всё новые грани.

– Я с верой крепчаю, – с характерным смирением в голосе утверждает Дяденистов. – А вы?

По словам актёра, он оставит эту роль только в том случае, если это посоветует его духовник. А вот протесты и провокации его скорее печалят, чем пугают. Особенно тот факт, что появились они недавно и стоят за ними весьма странные люди.

Мракобесие – от нехватки любви!
Так, недавно показ оперы попытались сорвать в Липецке. В разгар спектакля на сцену вышли люди с иконой… Григория Распутина! «Персонажа» крайне неоднозначного и уж точно не канонизированного. Непонятна ситуация и на Кавминводах, где местные власти, похоже, пошли на поводу у провокаторов и отменили гастроли. А в Ростове-на-Дону выступление спасла защита самой Донской митрополии РПЦ. Не совсем ясно, кто именно стоит за «оскорблёнными верующими». Среди заметных организаций называют лишь так называемый «Родительский комитет», печально известный своей риторикой и религиозно-фундаменталистскими акциями. Но, несмотря на всё это, зритель тепло принимает спектакль, и для многих он становится первым шагом на пути к Богу. Участники труппы сходятся во мнении, что мракобесие происходит от нехватки любви, а своим противникам рекомендуют вначале посмотреть спектакль, а потом уже составлять о нём мнение.

Отечественная версия рок-оперы заметно отличается от западной. Если там делается упор на то, чтобы показать Христа человеком, то у нас – наоборот. Поэтому, к примеру, нет линии влюблённости Иисуса и Марии Магдалины, зато есть воскресение Христа. А Иудой движет не сребролюбие, а самоуверенность, которая его в итоге и губит.

Участники рок-оперы убеждены, что их персонажи по-булгаковски неоднозначны и отрицательных среди них нет. Даже Иуда выступает трагической личностью, у которой было много шансов не совершать своего главного преступления – самоубийства. Это очень сложный персонаж и вторая по значимости роль в спектакле. Третья – у Христа. А первая – у народа, ради которого всё и делается.

P. S. Скандал с провалившейся в зародыше попыткой запрета рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» всё же возымел своё действие. Продажи билетов подскочили в несколько раз, и спектакль в очередной раз имел оглушительный успех на ставропольской сцене.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление