Мудрость Соломона и гений Македонского
10 июня официально считается днем рождения ставропольской милиции, хотя фактически она, разумеется, не появилась в один день, ее формирование шло в течение нескольких месяцев: с марта до мая формируется городская милиция, с мая–июня - губернская.
Исторические вехи
Исторически сложилось так, что формирование постоянных органов милиции в Ставропольской губернии фактически началось лишь с 1920 года, то есть после окончания Гражданской войны на юге России. После восстановления власти большевиков весной 1920 г. перед государственными органами очень остро встала проблема охраны общественного порядка. Эта задача была возложена на местные органы власти — революционные комитеты. Именно по решению ревкомов на местах создавалась рабоче-крестьянская милиция (РКМ), подчинявшаяся Народному комиссариату внутренних дел. Милицейские органы фор-мировались немедленно после прихода Красной Армии в город или село. Красная Армия вошла в Ставрополь 29 февраля 1920 года, и уже 2 марта Леонидом Мотиным была организована Ставропольская городская РКМ. 12 марта была создана Ставропольская уездная милиция.
16 марта Красная Армия вошла в Пятигрск, а 18 марта, на первом же заседании Пятигорского ревкома, было принято решение о преобразовании роты городской стражи в Пятигорскую роту по охране революционного порядка, на основе которой сформировалась рабоче-крестьянская милиция.
В Георгиевске, как сообщала газета «Красный Терек», уже 27 марта начальник милиции был занят приведением города в порядок. Он считал недопустимым отсутствие освещения на улицах и поставил перед ревкомом вопрос об установлении на улицах фонарей.
В это же время повсеместно создавались органы милиции в селах региона. Так, 23 марта 1920 г. волостной ревком с. Тахта Медвеженского уезда принял решение об организации милиции. По указанию Медвеженского уездного ревкома в ее состав должны были войти шесть человек, троих из которых обязали быть на собственных лошадях.
10 июня 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР было принято «Положение о Рабоче-крестьянской милиции», и в этот же день начало работу губернское управление РКМ, во главе которого встал Мотин. Одновременно была подготовлена инструкция НКВД о введении в милиции военной дисциплины. Милиция определялась как вооруженные силы особого назначения. Распоряжением наркомата по военным делам пятую часть личного состава милиции можно было привлекать к военным действиям.
Губернская милиция помещалась в бывшем здании государственной стражи, так называемой «пожарке». Ставропольская уездно-городская РКМ состояла из 9 районов: в городе находились 1 - 4-й районы, остальные – в уезде.
В Управление губернской РКМ первоначально входили отдел общей милиции и уголовный розыск. В мае 1920 г. начальником общего отдела РКМ в Ставрополе стал Георгий Корнеевич Тимофеев, начальником УГРО - Иван Робертович Нольте.
По опыту Гражданской войны органы милиции тесно взаимодействовали на местах с чрезвычайными комиссиями. Организационной формой такого сотрудничества стало создание в уездах политических бюро, которое, как правило, возглавлял председатель уездного ЧК, а его помощником назначался начальник местной милиции. Политбюро в основном занималось пресечением контрреволюционных действий, но в их компетенцию входила и борьба со спекуляцией, меры по выполнению продовольственной разверстки.
Следует отметить, что период становления ставропольской милиции был связан с множеством трудностей. Одна из них крылась в отсутствии четких представлений о роли РКМ и ее взаимоотношениях с различными государственными органами и общественными организациями. Советская республика только искала оптимальные формы государственного управления. Поэтому нужно было время, чтобы четко определить место милиции в этой системе.
«Мирное» время не было мирным для милиции
Вместе со всей страной милиция Ставрополья пережила разруху Гражданской войны, период борьбы с бандитизмом, восстановление разрушенного народного хозяйства и «перегибы» в период коллективизации. Отдельной строкой в историю вписано участие сотрудников органов внутренних дел края в Великой Отечественной войне, их самоотверженная борьба с фашизмом, участие в партизанских отрядах и обороне перевалов Кавказа.
Мирное время, которое обычно обозначается как период после 1945 года, никогда не было мирным для милиции. Именно в это время ставропольские милиционеры получали боевые ордена и медали, причем многие – посмертно. Тяжелым испытанием стала для Ставрополья череда вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. 115 сотрудников органов внутренних дел Ставропольского края погибли при исполнении служебного долга в приграничных территориях края, в Чеченской Республике и Дагестане, во время буденновских событий и при охране общественного порядка в городах и районах края. И сейчас сотрудники ОМОНа,
ОМСН, сводных милицейских отрядов несут свою поистине боевую службу, а сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями противостоят уголовной преступности всех мастей и видов. И, к сожалению, каждый год сотрудники МВД платят своими жизнями за наш мир и покой.
Из милиции — в полицию
Несмотря на смену наименования, по поводу которого долго шумели страсти в стране, неизменным остается современное определение милицейской (полицейской) службы - это «силовой» компонент исполнительной власти, предназначенный для выполнения правоохранительных функций. И, по всей видимости, главные приоритеты сотрудников полиции всех современных государств останутся неизменными - это борьба с организованной преступностью, терроризмом, коррупцией и распространением наркотиков. Так что и в России со сменой названия останется без изменений традиционное предназначение органов МВД как организации по претворению в жизнь законов, предупреждению и пресечению преступности, охране общественного порядка.
Но в новом веке силовикам России все же предстоит освоить концепцию полицейской службы, суть которой по большей части заключается в том, что полиция должна охранять общественный порядок таким образом, как желает того само охраняемое общество. Сегодня мы лишь начинаем всерьез задумываться о важности нравственных отношений, которые должны связывать представителей власти и населения. Такая форма осуществления деятельности требует особой организации полиции, а также современного подхода к обучению кадров. Мы должны стремиться к тому, чтобы более 80% служебного времени сотрудника составляла помощь гражданам в решении различных проблем, в том числе скорая медицинская и психологическая помощь, поиск потерявшихся людей, помощь автомобилистам, попавшим в трудную дорожную ситуацию, и даже спасение животных. Кроме того, традиционное поддержание милицией общественного порядка должно будет включать в себя вмешательство и посредничество в семейных и бытовых конфликтах, обеспечение транспортного движения, контроль за уровнем шума, удаление нарушителей порядка из общественных мест, поддержание там спокойствия. Это социальное начало в деятельности органов внутренних дел уже сейчас требует соответствующей профессиональной подготовки сотрудников.
Именно поэтому полицейский нового века должен обладать самыми разнообразными знаниями и умениями: знать законодательство; уметь управлять различными автосредствами; прекрасно владеть огнестрельным оружием; разбираться в компьютерах и других технических средствах; уметь производить спасательные операции на воде и на суше; унимать страсти болельщиков; вести переговоры в случае захвата заложников; владеть культурой межнациональных отношений с мигрантами и этническими меньшинствами. Отсюда вывод, что качественное образование сотрудников уже сегодня стало необходимым условием успешности и процветания правоохранительных органов, соответствующих запросам XXI века.
Нам есть к чему стремиться, и здесь уместно процитировать американского исследователя А. Вольмера, который не без иронии говорит: «Граждане считают, что полицейские должны обладать мудростью Соломона, храбростью Давида, терпением Иакова, умением руководить, присущим Моисею, добротой самаритянки, стратегическим гением Александра Македонского и, наконец, знанием физических, биологических и общественных наук. Если бы человек обладал всеми этими качествами, он мог бы стать хорошим полицейским».
А говоря без иронии, можно уверенно сказать: милиция, а теперь полиция, несмотря на заметное падение ее социального престижа, которое началось, вероятно, еще в советские времена, и в особенности в эпоху «перестройки», в массовом сознании находится по одну сторону баррикады вместе с населением, а преступность и другие источники социальной опасности - по другую. И главная задача полиции сегодня - своей работой, преданностью интересам страны и народа не только вернуть, но и упрочить доверие населения к милиции, добиться активного взаимодействия россиян с органами внутренних дел, сохранив и упрочив старый российский лозунг «Честь - в службе!».
Владимир Акинин