«Мы были глупые и ничего не понимали!»
Виктория БайгуловаЖители Ставрополя продолжают осваивать азы управления своими домами
Как содержалось принадлежащее жильцам общее имущество в многоквартирном доме? Нужен ли ремонт, если да – то какой и когда его проводить? Есть ли возможность сократить нерациональный расход коммунальных ресурсов? И самое главное - оставаться ли собственникам дальше с этой управляющей компанией (УК) или поискать новую, а то и вовсе сменить форму управления домом.
На все эти вопросы призваны дать исчерпывающие ответы отчетные собрания УК по итогам работы в 2010 году.
Письменно и под роспись!
Дом по адресу: Ленина, 466, – старая высотка на площади 200-летия. Сорок лет назад вполне мог быть отнесен к категории элитных. Сегодня – обычная совдеповская многоэтажка, о которой старшая по дому Ольга Павловна с гордостью говорит:
- К зиме сделали двери, пусть некрасивые, но прочные, худо-бедно везде повставляли стекла…
…На собрание пришло около двадцати человек - в основном женщины предпенсионного или пенсионного возраста. Встреча прошла в подъезде на первом этаже. Было неудобно, душно, но… интересно. Чувствовалось, что люди начинают включаться в процесс управления домом, многого не понимают, не знают, но уже… задают вопросы. А значит, хотят понять и узнать!
Руководитель управляющей компании №6 Андрей Колесняк отчитался перед жителями дома о доходах и расходах.
В 2010 году по первой строке коммунальных платежей было собрано 665 тыс. 751 рубль.
По разделу «Текущее содержание» перечень работ с указанием их стоимости включал: аварийно-техническое обслуживание электрических и тепловых сетей, техобслуживание лифта, устранение протечек, травлю крыс, мышей и блох, уборку двора и подъезда. Отдельной строкой были названы – плата за услуги УК в размере 136 тыс. 738 рублей, ГРЦ – 21 тыс. 636 рублей (плюс налог 2 тыс. 312 рублей). И годовая зарплата старшей по дому - 41 тыс. 531 рубль.
По разделу «Текущий ремонт» значились: замена канализационных труб, стояков, ремонт кровли, асфальтирование придомовой территории.
Чтение «главного бюджетного документа дома» время от времени перемежалось критическими замечаниями жильцов, ставящих под сомнение выполнение того или иного вида работ. И хотя Андрей Колесняк каждый раз убедительно доказывал обратное, итоговое требование собственников представляется вполне справедливым. Ознакамливаться с доходами и расходами компании по дому его жители должны в письменном виде накануне собрания. А не во время его проведения – стоя в подъезде или на улице, полагаясь на собственный слух, внимательность и наблюдательность!
Андрей Колесняк пообещал, что впредь это требование будет неукоснительно соблюдаться. Более того, по итогам каждого квартала информация о произведенных расходах будет вывешиваться на специальном общедомовом стенде.
Приборы раздора
По решению собрания жильцов в ближайшее время в доме будет проведен поквартирный обход. Представители УК вместе со старшей по дому проверят работу водомеров и сантехники. Вторжение в частную собственность вызвано острой необходимостью: недавно установленный общедомовый водомер показывает «страшный» перерасход воды.
Проблема еще в том, что в доме 22 квартиры не имеют приборов учета.
- Почему разница распределяется поровну на всех? Это несправедливо. Начисляйте ее тем, у кого счетчиков нет, - предлагают жильцы.
- Этого никто не имеет право делать, - отвечает А. Колесняк. -
Так же как и заставить собственника установить в квартире индивидуальные приборы учета.
Но сейчас на федеральном уровне разрабатывается новый закон, по которому будут увеличены нормативы потребления для людей, не имеющих счетчиков.
В новом году будет установлен еще один общедомовый счетчик – теперь уже на тепло. Жильцам дома рассказывают, что сейчас они могут войти в муниципальную программу и установить тепловой узел почти бесплатно.
Для этого надо написать заявку и передать ее в комитет городского хозяйства. Однако люди обеспокоены тем, что по аналогии с водой ситуация обернется увеличением платежей («А здесь деньги уже куда больше!»)
- Возможна ли вообще экономия в этом случае? – спрашивают.
- При установке общедомового теплового счетчика с регулируемой теплоподачей экономия ресурсов достигает 40 процентов. Но она будет невозможна без изоляции трубопровода, ревизии запорной арматуры, установки дверей и стекол в подъездах, подвалах и на чердаках, - говорит Андрей Колесняк
- В общем, прежде чем ставить счетчик по теплу, требуется капремонт. Тогда не нужно нам никаких общедомовых приборов учета! – выдвигают ультиматум жильцы.
- Если вы не установите его сейчас за счет муниципальных средств, то в 2012 году в обязательном порядке узел учета установит вам теплоснабжающая организация - с рассрочкой платежей на пять лет. Так или иначе, установка счетчика неизбежна. Поэтому все работы по утеплению и изоляции надо начинать уже сейчас – поэтапно.
- Наш дом 40 лет не видел капремонта, никогда не ремонтировался подъезд. Почему теперь мы все должны делать за свои деньги?!
Мы в ответе за всЁ!
Заданный на собрании вопрос – фундаментальный, хотя сегодня уже – из области ликбеза, свидетельство затянувшегося непонимания сути реформы ЖКХ. Уже шесть лет, как в соответствии с новым Жилищным кодексом установлены четкие правила: за содержание общедомового имущества отвечает не государство, не муниципальная власть и даже не управляющая компания, а исключительно собственники квартир.
- А когда наш дом попадет в программу капремонта по ФЗ № 185? – интересуются тут же жильцы у зам. главы администрации Промышленного района Константина Нартова.
- Ваш дом в 2008 году уже проходил по первой заявке…
- Но мы были тогда такие глупые, ничего не понимали! Старая управляющая компания нас обманула, заставив подписать работы, которые не проводились.
- Тем не менее в очереди остается много домов, в которых не было вообще никакого ремонта. Но, скорее всего, и они не получат денег, потому что Ставрополь свои лимиты выбрал.
- Нам всем нужно понять, что это наш дом, мы его хозяева и должны его беречь, потому что управляющая компания сделает ровно столько, сколько мы соберем и дадим ей на это денег, - снова и снова пыталась втолковать жильцам старшая по дому.
Очевидно, понимание этой истины дается все еще нелегко. Из разговора стало понятно, что подъезды и общедомовые лоджии по-прежнему являются своеобразным музеем вандализма, в котором упражняются проживающие здесь же подростки…
Почем управление?
Андрей Колесняк, обаятельный молодой человек, в течение полутора часов спокойно, подробно и доходчиво отвечал на все вопросы, сдерживая то и дело вспыхивающую агрессию. И все же не избежал вопроса в лоб:
- А за что мы платим вам такие деньги? В чем заключаются ваши услуги?
- У вас не болит голова, что вам надо сделать. Наши инженеры дважды в год обследуют все сети и вам рекомендуют, что необходимо отремонтировать. А вы на собраниях принимаете только решения…
– Почему раньше в ЖЭУ работали мастера, которые выполняли все необходимые работы, а сейчас этого нет?
По словам руководителя УК №4, кадровый состав компании, на обслуживании которой находится 102 дома, состоит из 14 человек, «включая, трех сторожей и одну уборщицу». Содержать штатных рабочих, электриков, сантехников невыгодно - УК нанимает подрядчиков. Но есть инженеры по каждому виду работ, которые сами ремонтами не занимаются, но проводят плановые (два раза в год) либо внеплановые техосмотры.
Так объяснил людям Андрей Колесняк главное функциональное назначение управляющей компании.
Объективности ради я запросила официальную информацию по этому вопросу в районной администрации. Вот основной перечень обязанностей УК:
1. Ведение реестра собственников.
2. Диспетчерское обслуживание.
3. Ведение лицевого счета многоквартирного дома.
4. Проведение работ по плановым техническим осмотрам общего имущества.
5. Ведение и сдача статистической отчетности.
6. Заключение договоров, ведение всей документации, связанной с управлением, содержанием и ремонтом общего имущества, и контроль их исполнения.
7. Контроль выполнения обязательств подрядными организациями.
8. Выдача справок о составе семьи, поквартирных карточек, выписки из архивных данных, данные по призывникам.
9. Прием граждан (нанимателей, собственников жилых помещений и членов их семей) по вопросам пользования жилыми помещениями и общим имуществом многоквартирного дома, по иным вопросам.
10. Принятие, рассмотрение заявлений (требований, претензий) о непредоставлении или некачественном предоставлении услуг, о невыполнении или некачественном выполнении работ по договору и направление заявителю извещения о результатах их рассмотрения.
11. Подготовка ответов на жалобы, заявления, претензии.
12. Подготовка предложений и документации о проведении капитального ремонта.
13. Выполнение мелкого срочного ремонта.
Очевидно, что основная работа управляющих компаний – разные «бумажные» дела и посреднические услуги между жильцами и ремонтными бригадами. В торговле с аналогичным явлением власть борется, к примеру, с помощью организации поставок по схеме «поле - прилавок».
Нужны ли такие посредники (в количестве сразу 14 человек) многоквартирному дому либо можно обойтись втрое меньшим штатом «управленцев», если будет создано ТСЖ, этот вопрос должны решать только жильцы – собственники квартир? Отчетные собрания, на которых люди становятся непосредственными участниками «бюджетных процессов», как раз и призваны помочь им разобраться в этом вопросе.