«Мы должны выработать систему!»
Тамара Коркина Редакция продолжает разговор, начатый статьями «Снова коллективизация? Или гражданская война?» («ВС», 25 марта), «Кому и как платить за воду?» («ВС», 3 апреля), «Кому поставлять воду?» («ВС», 14 апреля). Свою позицию по оплате за водопотребление изложили горожане, руководство «Водоканала», директора некоторых управляющих компаний. Сегодня слово — генеральному директору ОАО «Теплосеть» Вячеславу КИРЕЕВУ.
Нет учета — нет и анализа
— Вячеслав Владимирович, «Теплосеть» - один из монополистов в городе, с которым тоже связана пугающая горожан проблема — установка общедомовых приборов учета. Но… Недавно я услышала от руководителей управляющих компаний, что ваше предприятие — единственный монополист-энергетик, с которыми они работают продуктивно. По их мнению, «Теплосети» удается действовать в интересах людей, не ущемляя при этом и свои. Вот об этом мне и хотелось бы поговорить.
— Ситуация с общедомовыми и индивидуальными приборами учета волнует и нас. Читаем публикации, прислушиваемся к мнению горожан, активно общаемся с коллегами. Все дело в том, что по законодательству для нас, как ресурсоснабжающей организации, квартирных счетчиков как бы не существует. Такой прибор учета законодателем не прописан, есть только общедомовый прибор учета. Если он не установлен — мы должны делать расчет по нормативам потребления.
Сразу скажу, что «Теплосеть» к этому не стремится. Как ресурсоснабжающая организация, мы понимаем, что такой подход приведет к негативной реакции населения, непониманию со стороны горожан.
Давайте поговорим о сути реформирования ЖКХ. На сегодня жилищно-коммунальное хозяйство что страны, что города работает неэффективно, с большой затратностью. И в первую очередь потому, что до сих пор нет учета объемов потребляемых услуг, а значит, нет анализа — где идут потери ресурсов, той же воды, тепла, снижается качество предоставляемых жителям услуг. Говорить об уменьшении затрат в такой ситуации вообще не приходится.
Поэтому общедомовые приборы учета и стали сегодня приоритетными. Они должны дать полную картину фактического потребления энергоресурсов, а затем — и возможность управлять как потреблением, так и энерго-сбережением, стоимостью.
Это требование времени, причем во всем мире. Человечество понимает, что на планете нет ничего бесконечного — ни энергии, ни воды, ни газа. Единственный путь сейчас в сохранении окружающей среды, экологии, природных ресурсов – экономия. Нам всем надо экономить. Бесхозяйственное потребление, сутками вольно уходящая в раковину вода — это еще и лишний износ оборудования, лишние нагрузки на сети. Это бесспорно: установив во всех домах общие счетчики, мы получим реальный расход ресурсов, а значит – и снижение затрат и тарифа.
— Насчет снижения тарифов — вряд ли сегодня кто поверит, что такое возможно. Пока они неуклонно растут.
— И тем не менее при таком подходе снижение возможно. И мы сами, и Региональная тарифная комиссия хотим видеть реальное потребление ресурсов. Только тогда мы сможем говорить о действительно экономически обоснованном тарифе, основанном не на нормах потребления, а на реальных затратах. При строгом учете закладывать какие-то предполагаемые неучтенные потери, которые идут при обсчете норм потребления, будет трудно. Это и приведет к уменьшению тарифа. Вот почему приборный учет поставляемых услуг, то есть домовые счетчики, сегодня обязательны.
И 185-й закон, предоставивший людям возможность привести в порядок свои дома, однозначно говорит об установке общедомовых приборов учета. Деньги в регионы и муниципалитетам выделяются только в том случае, если есть городская программа по их установке. Нет ее — деньги на капремонт не выделяются.
Равноправные субъекты
— Сегодня у людей такое мнение, что и Правительство РФ, и наша городская Дума, выделившая 18 с лишним миллионов рублей на установку общедомовых приборов учета, действуют исключительно в интересах монополистов. А что еще можно думать, если общедомовый счетчик для многих стал коварной ловушкой, источником вопиющей социальной несправедливости? Вы поставили ресурс до стены и сполна хотите за него получить. А что за стеной? А за стеной разношерстный народ. В одном доме живут и грамотные, законопослушные, и агрессивные, корыстные, необучаемые, непробиваемые, вороватые, злые и так далее. Последние два десятилетия нравственность, достоинство, благородные качества в людях и обществе отнюдь не укрепили. За стеной — полная правовая анархия: одни действительно хотят экономить, потратились, поставили квартирные счетчики, других вполне устраивает оплата по нормам потребления, третьи перешли жить в коттеджи, а в квартиры пустили квартирантов. В каждом доме сейчас — десятки незарегистрированных жильцов. За них платит законопослушный собственник — разве это не абсурд? Разве не абсурд, что у людей, вставших на путь экономии, отбивают всякую охоту считать, меньше расходовать?
— Меня, как горожанина и потребителя коммунальных услуг, этот вопрос тоже волнут. Люди должны платить только за свое потребление, а не за соседей. Для этого сначала нужно выработать систему поставки и потребления ресурсов, отрегулировать отношения между всеми участниками ЖКХ. Законодательная база сегодня четко определяет его субъекты, прописывает их права и обязанности.
Первый субъект — это, конечно же, собственники квартир, реализующие свои права и обязанности через управление домом.
Второй — управляющие компании, исполнители, заключившие с собственниками договор по управлению домом и его обслуживанию. Именно они обязаны предоставлять жильцам коммунальные услуги, заключив договоры с ресурсоснабжающими организациями. Так прописывает закон.
Третий участник — ресурсо-снабжающие организации. Они отвечают за поставку ресурсов на границе балансовой принадлежности.
И четвертый субъект – власть. Именно она отвечает за соблюдение всеми сторонами установленных правил, требований закона. Власть обязана создавать внутри муниципального образования условия, которые стимулируют цивилизованное эффективное ведение городского хозяйства, делают жизнь горожан комфортной.
Без управдомов порядка не будет
— Из всех субъектов на сцене в нашем городе сегодня два: жильцы и монополист, вступившие в неравное противоборство. Скажите, кто, на ваш взгляд, должен стоять у истоков создания системы, которая бы вывела жилищно-коммунальное хозяйство города на цивилизованный путь? Как вы видите механизм отработки этой системы?
— Начну с жильцов. На мой взгляд, в каждом доме должен быть управдом. Его избирают жители из проживающих в доме. Он представляет их интересы и контролирует работу управляющей и ресурсоснабжающей организации, отчитывается перед жителями. Управдом должен работать на платной основе, получая зарплату из платежей жильцов. Без него порядок в многоквартирном доме наладить невозможно.
Дом дому рознь, и надо определиться, сколько квадратных метров должно приходиться на управдома. В многоподъездных домах, возможно, должны работать и два. Надо определить статус и полномочия управдомов, дать им возможность обращаться в правоохранительные органы, в налоговую инспекцию, работать вместе с участковыми, с администрациями районов и города. Именно управдомы должны выявлять, кто живет без регистрации и почему. Мы видим, что сегодня проблема с квартирантами стоит очень остро, порой не найдешь хозяев, а если они и есть, то могут не давать данных о своих постояльцах. Эта работа — в первую очередь РОВД, районных администраций. Без нее нам систему взаимоотношений всех субъектов ЖКХ не построить.
Сейчас самое время найти толковых управдомов. Кризис привел к сокращениям, много неработающих. Если учесть, что у нас более двух тысяч бывших муниципальных домов, то можно говорить о создании большого количества рабочих мест.
Управдом хорош тем, что его можно в любой момент найти, он здешний жилец и кровно заинтересован в благополучии своего дома.
В какой-то степени здесь можно провести аналогию с ТСЖ, которые, надо сказать, успешно работают с общедомовыми приборами учета. Люди видят, что для них установка не накладна.
Работать всем вместе
— «Теплосеть» приводилась как позитивный пример в соблюдении интересов жильцов. Вы сами чем это объясняете?
— Да все тем же. Мы хотим разработать систему учета и контроля за поставкой ресурсов вместе с управляющими компаниями и жильцами. Я не ставлю перед собой задачу критиковать управляющие компании, сталкивать лбами собственников. Сегодня, как руководитель предприятия и человек, который работал в комитете городского хозяйства, я убежден: если мы оперативно не выстроим комплексную систему, скажем так, вхождения с общедомовым прибором в дом, не создадим всем понятную схему, не объясним ее людям, то мы получим ту самую ситуацию, о которой горожане пишут в «Вечерний Ставрополь». Я имею в виду прежде всего установку общего счетчика на горячую воду. Нам, к слову, было бы проще, если бы в домах были приборы учета тепла, они бы учитывали и тепло по подогреву воды. Сейчас по техническим условиям новые дома без таких приборов не сдаются. Они ставятся и при капремонте по 185-му закону. Но пока таких домов мало.
Еще раз подчеркну, что мы все должны работать вместе: администрации районов, советы микрорайонов, управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, жильцы. И вместе с администрацией города необходимо отработать как можно быстрее систему управдомов.
— Благодаря абсолютно упрощенному, я бы даже сказала, вульгарному подходу к претворению идеи учета ресурсов, к установке общедомовых приборов учета сегодня во многих домах видят только бесконтрольный диктат монополиста. На многих горожан неподъемным грузом легли все недоработки в той схеме, которую вы обозначили. После выхода одной из моих публикаций мне позвонила старшая дома из Демино и с отчаянием сказала: «Зачем вы порождаете у людей надежду, разве вам не ясно, что мы в тупике, что до нас власти нет дела? Мы три года колотимся, даже перекрывали дорогу, но ничего добиться не можем». Меня очень пугает охватившая людей безысходность, переходящая порой в психоз. Как, на ваш взгляд, быть сегодня с домами, попавшими вот в такой тупик?
— С теми домами, где возникли трудности с учетом и распределением, должны работать администрации, комитет городского хозяйства, управляющие компании, ресурсоснабжаюшие организации, жильцы. Причина перерасхода ресурса есть, и она должна быть выявлена. Совместная грамотная работа – это ключевой момент всей системы реформирования ЖКХ. Все вместе мы обязаны показать людям, что при нормальной системе учета дописки, прибавки в сотни рублей при оплате коммунальных услуг исключены. Это мы видим в товариществах собственников жилья.
Вместе с общедомовыми — и квартирные счетчики
— Сейчас в некоторых домах, отремонтированных по 185-му закону, проходят собрания против установки общедомовых приборов учета. Ничего хорошего в этом нет, поскольку без ввода домов в эксплуатацию может быть прекращено дальнейшее финансирование муниципальной программы. Но и людей понять можно, они боятся неведомого и финансово непросчитанного. При сложившейся ситуации никто не знает, что за картина проявится при установке общедомового счетчика, за какое количество квартирантов и безалаберных соседей придется платить.
Разве нельзя, установив общедомовый прибор учета, первый месяц не брать показания на оплату, а посмотреть, провести анализ, поискать причины лишнего потребления, если таковое будет. Причем к этой работе привлечь все заинтересованные стороны, в том числе и жильцов. Людей не надо загонять в рай насильно, их надо делать своими единомышленниками. Каждый дом, где устанавливается прибор учета, надо готовить, вести разъяснительную работу — разве это не так?
— Думаю, что нам так и надо работать. Сегодня мы вместе с «Водоканалом», комитетом городского хозяйства ищем пути, понимая, что если не будет разумной, устраивающей всех системы, то бесполезно заходить на дома с общими приборами учета. Не надо питать иллюзий, что прибор на вводе в дом сам заработает. Это целая система сбора информации и проверки, проверки…
Сейчас самая тяжелая проблема в контроле и учете — не во всех квартирах стоят индивидуальные счетчики. Кто-то экономит, а кому-то все равно. Думаю, что работа должна идти в комплексе: устанавливается общедомовый счетчик – устанавливаются и квартирные.
И наше предприятие, и «Водоканал» готовы устанавливать индивидуальные приборы учета в рассрочку. Та экономия, которую собственник получит, и будет идти на ее погашение. «Теплосеть» на установку общедомовых приборов учета горячей воды намерена направить 10 миллионов рублей, квартирные будем устанавливать по мере надобности.
— Не могу не спросить и вот о чем. Сейчас по городу ходят слухи о том, что якобы ваше предприятие продается. То есть передаются в частную собственность акции, которые сегодня 100-процентно принадлежат муниципалитету.
— Оснований для таких слухов нет. На встрече с коллективом предприятия глава города Николай Иванович Пальцев четко и однозначно обозначил свою позицию: акции должны принадлежать муниципалитету, то есть городу.