Ряд изменений оговаривают требования к вентиляции, отоплению и кондиционированию, освещению, планировке, оборудованию пассажирских вагонов и локомотивов, вокзалов.
Прописаны в документе даже показатели уровней вибрации на полу и на поверхности пассажирских сидений в поездах дальнего следования, а также на поверхности кресел в пригородных электричках.
В правилах подробно описываются новые требования к многочисленным устройствам пассажирских вагонов, включая ширину и высоту дверей, проходов, подножек, поручней и т.д. Поэтому поправки большей частью относятся не к санитарной сфере, а к технической.
В электричках станет свободнее
Во время поездки в электричках новой конструкции колени точно не будут «затекать». Шаг между креслами в вагонах при многорядной посадке увеличен теперь с 80 до 93 см. Новые составы электропоездов должны также оборудоваться туалетами. Станет приятным и микроклимат. В новых электричках появятся кондиционеры. Впрочем, кто ездил на экспрессах, курсирующих между столицей и Подмосковьем, ощутил уже все блага подобного комфорта.
В жару — свежо, а в холод — тепло
Кондиционирование предусматривается и в поездах дальнего следования. В вагонах должна поддерживаться комфортная температура - если термометр на улице показывает выше 30 градусов, то в салоне воздух должен быть меньше на 12 пунктов, но не ниже 16 градусов. При наличии кондиционера она не должна превышать 28 градусов. Что касается максимальных температур, то в поездах, которые долго стоят на станциях, температура не должна подниматься выше 35 градусов и опускаться менее 3 градусов. Согласно внесенным поправкам система обеспечения микроклимата, включающая в себя и устройства кондиционирования воздуха, будет устанавливаться в каждом вагоне. Мало того, она должна работать в любых условиях, даже при аварийном режиме.
Определены нормативы и по скорости циркуляции воздуха, его влажности, допуски по перепаду температур и т.д.
Ступеньки — невысокие и нескользкие
Высота ступенек не должна превышать более 270 мм. Их ширина соотносится с шириной наружных входных дверей в вагон, глубина - не менее 180 мм.
Правила оговаривают, что поверхность площадок и подножек должна препятствовать скольжению.
Стекла — тонированные, а купе — не шумное
Изменены также стандарты звукоизоляции составов, освещенности салонов и т.д.
Для остекления окон салона рекомендуется применять двух- или трехкамерные стеклопакеты. В случае отказа системы вентиляции и кондиционирования ее подстрахует естественная — через форточки, которые должны открываться на 1/3 окна и фиксироваться в любом положении.
Солнечные лучи при этом не должны слепить в глаза. Согласно санитарным правилам окна должны оборудоваться светонепроницаемыми шторами, а также солнцезащитными автошторами (или жалюзи) с надежным и удобным механизмом действия. Кстати, допускается применение и тонированных стекол.
Уровень звука в пассажирском купе ограничен до 60 дБА, а в для тамбуров - 68 дБА.
Правилами установлен и предельный уровень внешнего шума, создаваемый при движении поезда - он должен быть не выше 84 дБА на расстоянии 100 м от вагона. Для новых вагонов на бесстыковом пути - на расстоянии 25 м.
Удобства для инвалидов
Санитарные правила дополнены целым разделом, оговаривающим требования к оборудованию поездов вспомогательными приспособлениями, устройствами и пр. для удобства и безопасности проезда инвалидов и других маломобильных групп населения.
Так, в каждом вагоне должен предусматриваться туалет, специально приспособленный для пользования инвалидами в креслах-колясках. Помещение должно быть вместительным — в нем должна разместиться коляска. Среди необходимых атрибутов — крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. Туалет, кроме того, должен быть оборудован кнопкой экстренного вызова.
Правила предусматривают в вагонах не менее чем по одному месту для инвалидов в креслах-колясках, а также для пассажиров с проблемами слуха и зрения.
Специальными вспомогательными посадочными устройствами (выдвижными - откидными трапами или подъемниками) оборудуются и входные двери для посадки-высадки инвалидов с низких и высоких платформ. Если такой возможности нет, то составы должны быть оснащены транспортными креслами-колясками, входящими в состав оборудования вагона.
Новая редакция подробно расписывает габариты, размещение, особенности установки защитных ограждений, поручней и пр. Так, управление подъемных устройств проводится с помощью кнопок, установленных на стационарном пункте управления или пульте дистанционного управления. В документе оговорен даже цвет порога платформы, который должен контрастировать с цветом посадочной площадки.
Подробно расписаны требования к пассажирскому салону. Правила предусматривают, что проходные двери из тамбура в пассажирский салон должны быть раздвижными и иметь индивидуальное управление, с возможностью фиксации их в открытом положении. При строительстве вагонов рекомендовано и нанесение ударопрочных защитных элементов на дверях, стенах и элементах внутренней отделки. Санитарные правила не забыли и о сопровождающих инвалидов пассажирах - для них должно отводиться по одному месту.
Ноу-хау — индивидуальные посадочные места в виде поворотных кресел для инвалидов, а для сопровождающих — в виде откидных.