Мы ещё поживем...
Эти слова он сказал мне по телефону несколько дней назад, и вот его уже нет... Хотя о таком человеке, как Витислав Васильевич Ходарев, невозможно так сказать. Для казаков Терского войска он будет всегда, и я счастлива, что мне довелось знать его лично, много работать с ним, мечтать о совместном издании его книги «Казачий кладезь». Я помню его улыбку, слышу, как он читает мне стихи, посвященные казачеству, любимой станице Лысогорской, своей жене Антонине и тому радостному дню, когда она подарила ему дочь...
В последние дни его жизни мы общались, разговаривали, и его уход меня просто потряс, ведь буквально за два дня до этого он сказал мне: «Ничего, мы еще поживем». А он всегда выполнял свои обещания...
Ходарев Витислав Васильевич (19.09.1939 – 06.10.2013), известный ставропольский поэт, прозаик, фольклорист и переводчик поэтических произведений, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ, инициатор возрождения казачества на Ставрополье и один из тех, кто в числе первых возрождал терское казачество и казачество всей России.
Сегодня, перечитывая его стихи и заметки, которые он писал в газету Терского казачьего войска «Казачий Терек» в рубрику, которую он сам предложил открыть, которую любил и к которой относился очень трепетно, я снова слышу его голос, вижу его улыбку и блеск в глазах, он говорит: «Как ты думаешь, это будет интересно?». Но ведь то, что он предлагал, всегда было интересно, будь то значение казачьих символов или история казачьих знамен, которые жаловали терцам цари.
...Я знаю, что в день его похорон будет очень много народу. Будут представители МВД, ведь это он создал Музей ставропольской милиции и руководил им более четырех лет. Будут его коллеги-писатели, ведь он - член Союза писателей России и его книги известны казакам и читателям всей страны – «Земной поклон», «Вера, Надежда, Любовь», «Горсть снега», «Станичные суеверия», «Отчизна», «Терские протоки», «Слеза на ветру»... В них проза и стихи, написанные удивительным «ходаревским» языком, неповторимым, как язык Пушкина, и не случайно совсем недавно один из терских атаманов в разговоре со мной сказал, что «Ходарев – это наш казачий Пушкин!». И это действительно так: его стихи необыкновенны, в них сладость и боль, в них любовь и дань памяти предкам – это настоящий «Казачий кладезь», и, наверное, не случайно именно так он назвал свою рубрику в войсковой газете и так же хотел назвать будущую книгу.
В этот траурный день рядом с ним в последний раз будут его родные: жена, дочь, внук, взявший фамилию деда, и правнук, который носит его великое имя.
Будут склоненные казачьи знамена и почетный караул, ведь именно Витислав Васильевич Ходарев возглавил в 1990 году организационный комитет по возрождению казачества на Ставрополье.
«...Мы успешно реализовали свои возможности, создав общественное мнение среди населения о необходимости возрождения казачества посредством многочисленных выступлений писателей края, журналистских публикаций, выступлений казаков по радио, телевидению, в трудовых коллективах.
...С тех первых шагов мы пробуждали веру и надежду в душах казаков, обращались к истокам казачьей своеобразной жизни прошлого, руководствуясь лучшими традициями казаков прошлого, их нравами, обычаями и культурой.
... Нам помогала убежденность в правоте, своевременность начинания, опора на активистов движения и память о прошлом казачества. Это давало нам веру и настойчивость в решении многих проблем. Есть хорошая казачья пословица: «Кто первым дело начал – тот сделал половину». А мы ведь были первыми! Наши начала, наши дела не забываются».
Я хочу, чтобы еще тысячи людей прочитали одно из самых любимых его стихотворений, о котором он однажды сказал:
- Двадцать лет назад в Колонном зале Дома Союзов его слушали участники Всероссийского форума защитников Волги. Это был второй день существования Всероссийского организационного комитета по возрождению казачества в России, который был создан по моему предложению из прибывших на этот форум потомков казаков всех бывших казачьих войск России и Московского землячества.
Казачество
Говорили мне:
- Брось чудачества,
Вспоминать, что былым
поросло.
Ну, какое теперь казачество?
Все пропало и все ушло.
Отскакали свое буланые,
В степь с уздечкою
не пойдешь...
И стальные клинки булатные
Лишь в музеях теперь
найдешь.
Говорили мне:
- Брось чудачества,
О другом постарайся петь.
В прошлой жизни теперь
казачество,
Мол, его-то и не узреть.
Так ли это?
Не спорю. Истина
О другом говорит порой.
Вот мы пояс казачий
пристально
Рассмотрели опять с тобой.
Сохранили. И этим гордые.
Он остался из давних дней.
Как зовут нас откосы горные
Громким ржанием гнедых
коней!
А коль песни в ночи услышатся
Наши, терские, сразу тут
Чем-то вольным душа
возвысится –
Эти песни свое берут.
Дай же Бог, чтоб жило
чудачество,
К седлам, буркам тянулось
вновь.
Нет, осталось, живет
казачество,
Вечна наша казачья кровь!
Сегодня у казаков Терского войска большой траур...
В Ставропольском краевом казачьем центре на столе его портрет, на котором он в папахе и синей терской черкеске, на груди ордена и медали. Портрет разрезала черная траурная лента, и осветил огонь горящей лампады.
Мы еще поживем, Витислав Васильевич...
Пусть земля будет Вам пухом и пусть на века сохранится в памяти поколений Ваше светлое имя... И так будет, пока живы Ваши стихи, пока будут читать потомки на Крепостной стене Ставрополя строки, которые Вы посвятили ушедшим:
Память о казачестве бессмертна,
Подвиги казачества в сердцах.
Ирина Щербакова.