Мы одной крови
Михаил ВасиленкоСобор. Собирать. Собраться с силами и с духом. Собратья. Этот лексический ряд, наверное, лучше всего выражает замысел Всемирного Русского Народного Собора, второй Форум которого сегодня начал работу в Ставрополе.
Мы разобщены. Не только пространствами и границами. Не только политическими и духовными воззрениями или разными оценками прошлого и будущего страны и народа. Мы очень редко стоим друг за друга плечом к плечу. В нас, боюсь, разжижено ощущение национального родства, притупилось чувство принадлежности к уникальной цивилизации и великой культуре.
Что может сделать нас более сплоченными? Легче всего сообща начать дружить против каких-либо злыдней и врагов - госдепа, гомосексуалистов, атеистов, Евросоюза, западных украинцев и проч. Можно объявить народ на полуосадном положении и время от времени взбадривать его выкриками типа «Наших бьют!». В краткосрочной перспективе это средство весьма эффективно, но оно чревато конфликтной самоизоляцией и многими иными тупиковыми последствиями. Что в ускоряющемся мире может привести к прозябанию на планетарных задворках.
Разумеется, речь в принципе нельзя вести об утрате этнической исконности: мы такие, какие мы есть, и бессмысленно комплексовать по этому поводу или фанатеть от национальной гордости великороссов. Зная себе цену, уважая предков и самих себя, мы должны искать большего единения на платформе созидания. Созидания сплачивающих духовных ценностей. Это не абстрактные рассуждения.
Вот наша газета писала о том, как инвалида Великой Отечественной войны, человека преклонных годов, водитель маршрутки дважды отказывался возить без оплаты, хотя такая льгота предусмотрена решением городской власти. В этих позорных эпизодах показательно даже не поведение «маршрутчика», а безучастная отстраненность остальных пассажиров.
Другой случай, ставший известным редакции несколько дней назад. На остановке у поликлиники № 6 водитель городского автобуса, оборудованного специальным подъемником для инвалидов, не только не применил техническое устройство, но, как двоечницу, отчитал немощную старушку, не могущую подняться по ступеньке в салон. Вполне молодой человек выбежал из-за руля и под гробовое молчание пассажирской аудитории бросил в лицо пожилой женщине: «Надо дома сидеть, если ходить не можешь!». Старушка всю дорогу утирала слезы, катящиеся по морщинистым щекам.
Народ начинается с заботы о пожилых, о детях, оставшихся без родителей, об инвалидах. С бережного, добросердечного, приветливого отношения друг к другу. Утверждение в повседневной жизни, так сказать, в маршрутках и автобусах, этих благородных принципов, на мой взгляд, и станет верным индикатором оздоровления внутринациональных отношений. Да и межнациональных тоже. Ведь все мы одной крови.