«Мы стараемся помочь людям...»
Лариса ДенежнаяВ минувший четверг на вопросы читателей на «прямой линии» отвечала начальник управления здравоохранения г. Ставрополя Виктория Францева. Подавляющее число обращений читателей касалось проблем дополнительного лекарственного обеспечения федеральных льготников, сохранивших за собой «соцпакет». Виктория Олеговна подробно расспрашивала, какие препараты и в каком количестве нужны больным, можно ли их заменить другими, что на данный момент беспокоит людей с «букетом» болезней.
– Я болею сахарным диабетом уже 15 лет. Не могу получить препарат минирин. Иду в аптеку, мне говорят, что, мол, поликлиника его не внесла в заявку. В месяц мне нужно двенадцать флаконов этого лекарства, а я последний раз получил в декабре брынцаловский препарат, всего две упаковки.
– Вы, наверное, знаете, что с нынешнего года обеспечение федеральных льготников медикаментами осуществляется по новой схеме. Федерация взяла на себя централизованную закупку лекарств для семи особо дорогостоящих заболеваний, а вот остальные полномочия по реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) переданы регионам, которым выделяются под эти цели средства по количеству льготников, сохранивших за собой «соцпакет». В свою очередь, на уровне края был принят закон о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения. Территориям определили перечень социально значимых заболеваний, поставкой лекарств для лечения которых они занимаются, и утвердили норматив средств для закупки необходимых препаратов. В соответствии с этим законом Ставрополь обеспечивает медикаментами только больных, страдающих артериальной гипертонией. Остальные заболевания, в том числе и эндокринология, – это краевой уровень. Поставки минирина идут с перебоями. Но, учитывая состояние вашего здоровья, мы вам поможем. Выпишите рецепт на лекарство у эндокринолога, а мы приобретем вам препарат за счет средств городского бюджета.
– Я – инвалид 2 группы, федеральный льготник. Скажите, пожалуйста, где можно узнать, какие лекарства мы можем получить по бесплатным рецептам? Врач мне выписывала каптоприл от высокого давления, но этот препарат действует на почки, а я еще и диабетик. Кордикет тоже не подходит – головные боли страшные. Лежат эти лекарства мертвым грузом. А престариума, как мне сказали, сейчас в перечне нет. Пришлось его самой купить.
– Что касается перечня лекарств, которые можно получить по бесплатным рецептам, он должен быть в социальной аптеке, в поликлинике. Мы его распечатаем и вам передадим. Престариум же в перечне остался, но проблема - в поставках. Подобрать препарат обязан лечащий доктор. Мы созвонимся с вашим врачом, узнаем, подходит ли вам это лекарство. Если - да, то приобретем его за счет краевой субвенции, выделяемой на закупку лекарств для больных артериальной гипертоний.
– У меня еще высокий холестерин, стенокардия…
– Мы поможем вам с консультацией кардиолога, который подберет вам индивидуальную терапию для лечения стенокардии с учетом имеющихся заболеваний.
– А можно вам позвонить по поводу лекарств?
– В управлении здравоохранения есть «горячая линия» - 26–82–29.
– Я - многодетная мать. Беспокоюсь за своих сыновей. Один – инвалид третьей группы уже 11 лет, получил производственную травму. Каждый год проходит медико-социальную экспертизу. Сколько же можно? У другого сына проблемы со зрением. У него – минус двенадцать, практически слепой. Нужно оформлять инвалидность, а медицинского полиса нет...
– Что касается ежегодного переосвидетельствования группы инвалидности, то этой проблемой обеспокоены все. Мы с этим вопросом обращались и в правительство Ставропольского края, и к полномочному представителю президента по Южному федеральному округу. Недавно и Президент России Владимир Путин озвучил свою позицию на этот счет. Закон о проведении медико-социальной экспертизы будет пересматриваться, особенно в отношении инвалидов со стойкой утратой функции. Нужно только подождать. Теперь по поводу оформления инвалидности другого сына. Мы свяжемся с медицинской страховой компанией, чтобы ему выдали временный полис. Потом сыну нужно будет прийти к окулисту, пройти необходимые исследования и затем уже обращаться в комиссию МСЭ. Здоровья вам, пусть дети радуют вас.
– Я был вчера у врача, выписали мне рецепты, сразу и лекарства получил в аптеке поликлиники, что очень удобно. А теперь о неудобствах. У врачей есть устное распоряжение о том, что нужно ограничить выписку лекарств суммой в 417 рублей. Но в законе же говорится, что больной должен получить лекарства в полном объеме, если врач считает это нужным. У меня нет претензий к докторам. Но кто дал такое распоряжение?
– Есть Федеральный закон № 230-ФЗ. Он принят в октябре 2007 года. В законе сказано, что объемы денежных средств, направляемых в 2008 году в бюджеты территориальных Фондов обязательного медицинского страхования для граждан, сохранивших за собой «соцпакет», рассчитываются исходя из количества федеральных льготников и подушевого норматива в размере 417 рублей в месяц.
Когда вводилась система дополнительного лекарственного обеспечения, предусматривался страховой принцип ее реализации – когда здоровый платит за больного. Предполагалось, что не все льготники будут одновременно нуждаться в лекарствах и за счет перераспределения средств можно будет покупать дорогие препараты. В этом году в Ставрополе «соцпакет» сохранили за собой около 11 тысяч федеральных льготников (на момент реализации программы ДЛО их было 40 тысяч. – Л.Д.). Это хронические больные, которым лекарства нужны постоянно. Сюда входят и «дорогостоящие» больные, страдающие онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, гепатитом, почечной недостаточностью. Месячный курс их лечения обходится в сумму от двух-трех и даже до ста тысяч рублей. Поэтому выделенных средств, конечно же, не хватает.
Город заложил в этом году 2 млн рублей на медикаменты для слабозащищенных категорий граждан. Из этих средств уже закуплено лекарств на сумму около пятисот тысяч рублей. То есть практически выбрали квартальную норму. И это – только за полтора месяца, а еще год впереди.
Недавно мы получили приказ минздрава края «Об определении потребности и формировании заявки лекарственных средств на 2-е полугодие 2008 года для обеспечения граждан – получателей набора социальных услуг». Сумма финансирования для Ставрополя – 10 млн 300 тысяч рублей для льготников общей группы заболеваний (их количество я уже сказала).
Правительством края, министерством здравоохранения края, городской администрацией делается все возможное, чтобы увеличить финансирование для обеспечения необходимыми медикаментами федеральных льготников.
– У нас есть краевой лечебно-физкультурный диспансер. Есть ли возможность для наших именитых спортсменов, которые дожили до семидесяти-восьмидесяти лет – таких с десяток, проводить на базе диспансера обследование и оформление документов на инвалидность? Лично я никогда не был в муниципальной поликлинике и стоял на учете в диспансере. Подскажите, откуда надо начинать?
– Это непростой вопрос. Лечебное учреждение должно иметь лицензию на осуществление определенных видов медицинской деятельности, в частности, тех, о которых вы говорили. Получить такие документы – это длительная процедура. Но вы можете обратиться в городскую поликлинику. Не стесняйтесь. Ведь спортсмены в свое время подвергали организм колоссальным нагрузкам. И нет ничего зазорного в том, что бывшие олимпийские чемпионы нуждаются в медицинской помощи и оформлении инвалидности. Если нужно, мы вас направим подлечиться в Центр восстановительной медицины и реабилитации. Там – хорошая оздоровительная база.
– Я – инвалид второй группы. У меня очень высокое давление. Я не могу его ничем сбить кроме препарата диован. На месяц нужно 28 таблеток. В поликлинике мне сказали, что уже не могут выписывать это лекарство, оно дорогое. Может ли комиссия выписать мне его? Еще у меня и высокий холестерин, для его снижения пью розувастатин, но он тоже дорогой…
– Мы вас обеспечим препаратами за счет краевой субвенции и муниципального бюджета.
– Я – инвалид 2 группы, болезнь Паркинсона уже десять лет. Мне выписали рецепт, пошел в социальную аптеку - получаю дуэлин и бетасерк. Там сказали, что нужно в своей поликлинике брать лекарство. Я – малоподвижный. Жена ходит. А в нашей аптеке нет телефона, чтобы узнать, есть ли лекарство. Говорят, был мобильный, но он сломался. Рецепт пропадает. Теперь нужно переписывать.
– Вообще-то есть приказ гор-здравуправления о необходимости установки телефонов в аптеках поликлиник. И раньше связь была во всех. То, что сейчас телефона нет в вашей аптеке, я не знала, примем к сведению. Надо было позвонить к нам раньше, и мы бы сняли проблему. А вы два месяца ждали. Мы решим вопрос по лекарству в течение нескольких дней. Наши специалисты свяжутся с вами.
– Моему мужу выписывают препарат леводопа-карбидопа. Последний раз получала его в декабре. Приду в аптеку, а там обещают: завтра-послезавтра привезут. Два месяца хожу. Зачем людей мучать? В прошлом году четыре месяца покупали лекарство за свои деньги.
– Я поняла вашу проблему. Судя по тем препаратам, которые принимает ваш муж, он страдает болезнью Паркинсона. Это серьезное заболевание, и лечащий врач должна была решить вопрос по лекарству через врачебную комиссию, раз его нет в федеральных поставках.
Мы стараемся помочь людям, оказавшимся вот в такой ситуации, как ваша. В городском бюджете заложены средства на закупку лекарств для социально незащищенных категорий граждан, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Сегодня закажем препарат. Не надо ходить в аптеку, вам позвонят наши специалисты.
Виктория Францева отдельно пояснила механизм получения лекарств через врачебную комиссию за счет городского бюджета:– Если больному нужен препарат, которого нет в перечне или в аптеке, а больной нуждается в срочной терапии по жизненным показаниям, врач оформляет документы через врачебную комиссию (ВК) поликлиники и направляет в управление здравоохранения на формулярную комиссию. Заседает она раз в неделю, в экстренных случаях – и чаще. Формулярная комиссия рассматривает документы и принимает решение. Как правило, положительно.
Добавлю, что на сегодняшний день, то есть на 14 февраля, федеральным льготникам, входящим в группу семи особо дорогостоящих заболеваний, уже выдано лекарств на 1 млн 856 тысяч рублей, а по общей группе заболеваний уже отоварено свыше семи тысяч рецептов на сумму около 6 млн 300 тысяч рублей.