«Мы ведем войну уже семьдесят лет…»

Станислав Маслаков

«Мы ведем войну уже семьдесят лет…»

У внимательного читателя «Вечернего Ставрополя» может сложиться впечатление, что над городскими лесами в последнее время сгустились какие-то особо мрачные тучи. Скандальные истории всплывают одна за другой, хотя ещё недавно тема старательно замалчивалась. Но, во-первых, нам стоит, наоборот, радоваться тому, что тайное становится явным и попытки отхватить кусок от зелёного богатства Ставрополя встречают яростное сопротивление. Это вселяет веру в будущее.

А, во-вторых, как выясняется, войне за ставропольский лес уже много десятилетий. И стараниями нашего постоянного читателя Георгия Заливалова мы вспомнили ещё одну её страницу.

Как Сталин защитил ставропольский лес

Случилось это в далёком послевоенном 1946 году. Страна ударными темпами восстанавливалась после нашествия гитлеровцев и напоминала одну большую стройку. А там, где творятся большие дела, как известно, нередки случаи самодурства. Не чурался его и тогдашний секретарь Ставропольского крайкома ВКП (б) (по тем временам – должность аналогичная губернатороской) Иван Павлович Бойцов.
Заступив на высокий пост, он захотел подарить своей вотчине великие преобразования и решил в числе прочего вырубить Архиерейский лес. История умалчивает о том, как родилось в начальственной голове сие безобразие, но возразить ему решился лишь директор Ставропольского крайлесхоза Михаил Евгеньевич Цицкун. Будучи не только искренне любящим лес человеком, но и видным советским учёным, он приложил все усилия, чтобы сломать планы краевого руководства.

Не встретив должного понимания здесь, Цицкун вышел прямиком на Сталина. Тогдашняя вертикаль власти предполагала такую коммуникацию, да и герой наш, как мы помним, был весьма видным учёным. А сам Сталин, как известно, был одним из немногих отечественных правителей, любящих живую природу, в особенности леса. К примеру, покрывшая всю степную часть Советского Союза сеть лесополос – как раз его заслуга.

Так что результат был предсказуем. Сталин хоть и не снял с должности Бойцова, но сделал соответствующее внушение, по итогам которого лес не только не был вырублен, но и прирос в нескольких местах искусственными посадками (сейчас эти места можно узнать по растущим ровно в рядок деревьям).

Наследие древних римлян

На высшем уровне вопрос был решён, ну а местная власть проявила свойственную ей мелочность и мстительность. Цицкуна из крайлесхоза выжили. Правда, фигурой он был всё же весомой, поэтому «сослали» его в Геленджик директором районного лесного хозяйства. И жить бы ему тихо и без забот на тёплом Черноморском побережье. Но Михаил Евгеньевич был ещё из тех, старой закалки, большевиков, а потому развил бурную деятельность на новом месте.

Он выяснил, что в античные времена горы в окрестностях Геленджика были покрыты великолепным сосновым лесом. Но затем римляне начали безжалостные вырубки: из тамошних сосен делали древесный уголь, который шёл на выплавку железа. В итоге горы облысели. Цицкун решил восстановить историческую справедливость и начал высаживать на геленджикских склонах знаменитую пицундскую сосну. Так он и умер – за любимой работой.

«Мы ведем войну уже семьдесят лет…»

Герои и злодеи нашего времени

Наследие Михаила Цицкуна – спасённый лес в Ставрополе и возрождённый в Геленджике – радует нас и поныне. Правда, в последнее время сильные мира сего снова навострили свои топоры, пусть уже и не в древнеримских или «бойцовских» масштабах. То у нас какой-нибудь предприниматель захочет оттяпать гектар-другой, то на побережье куда более влиятельные персоны присваивают заповедные территории. Да и то, что осталось нетронутым, пребывает в жутком запустении. Но такова дань нашего времени – даже злодеи измельчали.

Говорят, научные труды Цицкуна пользуются большой популярностью до сих пор. За счёт глубины проработки и малой известности они стали бесценным материалом для тех учёных, кто хочет быстро и без особых усилий получить степень. Вот если бы они заимствовали не только идеи Цицкуна, но не поленились бы продолжить его дело на практике – хотя бы засадить лесом холмик-другой или не дать сильным мира сего «освоить» заповедный участок, то цены бы им не было.

Ну а война за лес продолжается. Как мы теперь выяснили, не первое десятилетие. Так что следите за сводками с фронтов.

Фото из архива
Германа БЕЛИКОВА.
Автор благодарит
Георгия Михайловича
ЗАЛИВАЛОВА
за помощь
в подготовке материала.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление