Каждый год, поздравляя сотрудников милиции с профессиональным праздником, мы как-то забываем, что в милиции служат не только люди. В МВД служат еще и собаки. Да такие, что некоторым впору медали вручать перед строем… Если бы они только понимали, что их заслуги в работе – бесценны…
Зональный центр кинологической службы ГУВД по СК работает более 15 лет. Начальник центра подполковник милиции Виктор Кальченко тоже здесь все эти годы. Работал в разных должностях. Пока в 2004-м не стал во главе своего «собачьего» войска. «Знаете, начинали-то с восьми человек и восьми собак… В те годы, перестроечные, собаки нужны были для оперативно-разыскной службы, ну, как знаменитый Мухтар, помните?.. А потом, когда наступили новые времена, будь они неладны, преступность резко изменилась. Потребовались не только следовые, но и собаки другого профиля. К примеру, наученные отыскивать наркотики. Мы в 1992 году специально со своими четвероногими коллегами ездили в Среднюю Азию: учили тамошних милиционеров, как с помощью собаки искать партии наркотиков».
Кстати, что касается наших соседей из южных регионов: ну, не приветствует ислам тесную дружбу человека и собаки! Тем более,сотрудничество. Вот в центр приехали милиционеры из Чечни в 2003 году. Надели перчатки и к собакам ни ногой. Ну, не подходят, и все. Пришлось специальные разъяснительные курсы проводить, рассказывать о сотрудничестве животного и человека. Через пару дней хозяева и их подопечные уже не отходили друг от друга… То ли детство вспомнили, когда возились со щенками, то ли еще что…
А тогда, в 92-м, «наши» кинологи несколько месяцев работали в Средней Азии на операции «Мак». Собаки лапы стирали до крови, но задачу по поиску наркотиков выполняли до конца. Пока коллег не научили. А «среднеазиатские» кинологи теперь замечены на обучении во всех кинологических центрах и школах России.
ОТКУДА СОБАЧКИ?..
Ставропольские кинологи, «прочувствовав», что называется, на своей шкуре, что обучение одной собачки обходится под сотню тысяч рублей, решили ситуацию менять. И кинологический центр постепенно стал преображаться. Теперь это вполне можно назвать предприятием по разведению, обучению и отправке на службу своих подопечных. Служить нашим собакам приходится и в более-менее спокойных отделениях ППС, и в конвойной службе, и на войне. В Чечне собаки служат с самого начала кампании… Сейчас вот наш Ставропольский кинологический центр получает лицензию на обучение собак по всем направлениям: взрывчатка, наркотики, отравляющие вещества…
Окончание на 3-й стр.
Начало на 1-й стр.
Где и как производится набор служебных собак? Тут сложно все. Кинолог майор милиции Лидия Смирнова, начальник отделения по разведению, человек, влюбленный донельзя в профессию (даже квартиру приобрела через дорогу от питомника), рассказывает, с какими сложностями приходится сталкиваться. «Бывало, что и по объявлениям искали… А вообще, кинологи – это же большое братство. Собираемся на соревнования и случается, проводим обмен, покупку животных. На сегодня в питомнике более 60 собак. Среди них – три чемпиона России, четыре юных (такая категория) чемпиона России, чемпионы Российской Федерации служебного собаководства, Российской Федерации любительского собаководства и просто очень умные животные… Немецкие овчарки, спаниели, лабрадоры… Недавно мы создали собственное отделение по разведению. Не нужно удивляться обилию чемпионов в нашем центре: любой заводчик знает, что от породистых, сообразительных, уравновешенных собак рождается такое потомство».
СОБАЧЬЕ ЖИТЬЕ-БЫТЬЕ
…Идем по центру. М-да… Тут как в гостинице: есть общежитие для кинологов, с душевой, с кухней… Все, в общем, удобства. Бесплатные.
Ну и для собак все, что только можно: просторные вольеры с «зимниками» — помещениями, где животное может спрятаться от холода. Площадка со всякими «прибамбасами»: лестницей, бревнами, барьером… Пока мы прогуливались по территории, командированные районные кинологи занимались. Разговаривать с ними не стали: нельзя сбивать собак с рабочего ритма, но Лидия Олеговна не удержалась, выговорила-таки одному нерадивому курсанту за курение на площадке! Пришлось тому заметать «бычки». И свои, и чужие: чистота должна быть едва ли не стерильной.
Как в лечебнице, где на излечении находились несколько здоровенных псов. И белая, вся «подратая», кошка, там же развалилась у батареи. Собаки неистово лаяли: просились на прогулку. Некоторые и отправились в огромные вольеры. Бегали, как здоровые прямо…
МЫШКА
Еще когда по длинному коридору управления шли, услышали тихое поскуливание. Это Мышка – толстенькая далматинка, пристегнута поводком к батарее. «Пленница», увидев Лидию, и так и сяк завиляла тонким хвостиком, и в глаза так преданно: ну, что ты мне принесла?.. «Мышечка!.. Вот, пока хозяйка не видит…» И в пасть Мышки полетело маленькое печеньице. «Ей 12 лет. Работает по наркотикам. Совсем недавно на всероссийских соревнованиях она заняла 19 место из сотни. Вот тебе и старушка… Ее хозяйка, Оксана Гресь, сейчас занята, вот и приходится Мышку пристегивать. А то их тут одна кошка гоняет знаешь как! Вон та, белая, что в лечебнице. Никаких овчарок не боится! Террористка…»
Есть в центре и отделение одерологии: науки о запахах. Собак учат различать определенные запахи, к примеру, разных людей. Это сложно: уловить нюансы способен только собачий нос… И через десять лет собака может найти человека по запаху!
У ВОЛЬЕРОВ
Собаки изводятся прямо: так им хочется и гостью облаять, и погулять, и сказать «Здравствуйте!» Лидии Олеговне. Товарищ майор со всеми собаками, как с людьми, разговаривает. Вот подходим к вольеру лабрадора удивительной красоты и мощи. Зовут Дольче Мио АЙР Флай. Имечко такое у собачки. «Ну, иди-иди, Лабра-Швабра…» И «Лабра» огромными скачками вылетает из вольера, нарезает круги, делает маленькие собачьи дела. При этом вполглаза наблюдает за нами: а ну, как заставят что-нибудь делать?! А и просить не надо: Лида легонько постучала ладонью по какой-то «будочной» крыше, и собака легко на нее взлетела… С обожанием заглядывая в лицо начальнице.
Дальше — вольер, где мучается наша бедная роженица… «Лотта, миленькая, ну сегодня уже отмучаешься… Наверное, ощенится уже к утру. Ждем вот, все готовим…» Лотта, совсем по-человечески вздохнув, уползла на другой конец вольера. Кстати, в питомнике практически каждая собачья «семья» приносит весьма качественное, с точки зрения кинологов, потомство. Если писать о каждом, бумаги не хватит, но наши милицейские собаки – едва ли не лучшие в стране по множеству показателей.
КУХНЯ СОБАЧЬЯ…
А вот и святая святых: собачья кухня. Надо отдать должное руководству ГУВД, деньги выделяют, и кормят собак только профессиональными кормами. И для малышей свой, особый, и для взрослых тоже свой… «А как их еще кормить? Таких собак нельзя губить, пичкая всякой дрянью…» Кухня впечатляет: вся белая, кафельная, стерильная… Котлы с автоматическими регуляторами температуры сверкают. Красота, короче.
ШЕЛЕГОР — ЧЕМПИОН!!!
Расставались, уходя, с красавцем Шелегором Покером, немецкой овчаркой, завоевавшим, благодаря своей выучке, стати, породе, все мыслимые и немыслимые титулы. Уж как он старался понравиться! И на задние лапы вставал, и подпрыгивал на месте… Да красавец ты, Шелегор!
Эти собаки постоянно в работе. Суточные дежурства, посты КПМ, совместно с ГИБДД, бесконечные патрулирования… Они – полноправные члены милицейского сообщества. И в профессиональный праздник их тоже наверняка поздравят коллеги-люди. Чего-нибудь вкусненького дадут…