Мзда как символ бытия
Михаил ВасиленкоВнимательно слежу за бурными событиями в арабском мире, и вот что бросается в глаза: как только престолы правящих кругов даже еще не качаются, а лишь завибрируют, круги эти начинают голосисто обещать народу все подряд, и обязательно - победить коррупцию. Значит, правы аналитики, указывающие на общий антикоррупционный характер арабских революций и мятежей при всей их несхожести во многом другом. Уяснив сие, поневоле и с тревогой обращаешь взор на Отечество наше свободное, которое в мировом рейтинге государств по уровню «развития» мздоимства и казнокрадства бултыхается где-то в пятнадцатом десятке неподалеку от полудикарских режимов.
Конечно, об истинных масштабах этого СПИДа российского госорганизма нам, людям не инфицированным, можно судить в основном по множеству, так сказать, косвенных симптомов. К примеру, в Ставрополе руководитель одного из социальных учреждений якобы предлагал коррупционно-посреднические услуги, за что попал в поле зрения следователей. Так или не так - «органы» разберутся, интереснее другое: случись нечто подобное лет 25 - 30 назад, оно стало бы сенсацией губернского масштаба. Сегодня же этот случай, будучи типовым, как панельный дом, не потрясает воображения народных масс. Да и что, в принципе, сможет его (воображение) коррупционно потрясти - стрелочник, требующий мзду у машиниста, или авиадиспетчер, вымогающий у летчиков бабло за разрешение зайти на посадку?..
Быть может, все мы стали другими, свыклись, что ли, с тем образом жизни, при котором воровитость и продажность вытаптывают все здоровое, а мзда становится символом нашего бытия. Иногда ловлю себя вот на чем: едва услышу с какой-нибудь трибуны - «на благие цели выделено много миллионов (миллиардов, триллионов) рублей» - сразу мысленно отнимаю от названного числа примерно процентов двадцать, дабы представить более реальный (за вычетом откатов и распилов) объем инвестиций. А если с трибуны раздается - «и чтоб ни копейки на сторону, и чтоб правоохранители все проверили!» - сразу же от оставшейся суммы минусую еще процентов десять - пятнадцать.
Но разворовывание денег - это самая, если так можно выразиться, безобидная метастаза мздоимства: ну недотянут дорогу, недовозведут больницу, недоповысят зарплату учителям. Но жить-то можно. Куда хуже, когда коррупционный СПИД уничтожает иммунную, защитную систему государственного организма. И тогда уже гибнут люди в непредотвращенных авариях, терактах, пожарах, авиакатастрофах и проч. Кровь стынет в жилах от одной мысли, что было бы с российским Дальним Востоком, случись там нечто сходное с японскими природными катаклизмами.
Кстати, о последствиях цунами. Как несколько лет назад в послеураганном Новом Орлеане, так и в пострадавших префектурах Японии оказались десятки тысяч поврежденных автомобилей. Подшаманенные новоорлеанские авто во множестве появились в свое время на российском рынке. Легко предположить, что такой же путь могут проделать их японские собратья по несчастью, которые, однако, опасны не только скрытыми дефектами, но и, возможно, радиоактивны: покупаешь по дешевке машину и в качестве бонуса получаешь лучевую болезнь. В сюжете на эту тему некий федеральный тележурналист призвал к дозиметрической бдительности «работников таможни и особенно население». И действительно, только выживший из ума и впавший в пионерское детство россиянин будет уповать на то, что таможня явит собой безукоризненно непреодолимый заслон для зараженных иномарок. Весь вопрос здесь, как принято сейчас говорить, в цене вопроса.
Если сегодняшние масштабы коррупции мысленно спроецировать на годы Великой Отечественной или, к примеру, освоения целины, то сразу следует признать: страну ждал бы неминуемый и полный военный разгром, а на целинных землях и поныне произрастал бы ковыль. Вообразите себе такой диалог: «Где эшелон с танками, закупленными в США по ленд-лизу?» - «Так его снабженцы в Китай Чан Кайши перепродали». Или: «Почему не осваиваются целинные земли?» - «А их секретари райкомов между собой «распилили». Звучит нелепо. Но если оборотить эти нелепости на день сегодняшний, то... «Что с директором интерната?» - «Как что, подозревается в оказании коррупционно-посреднических услуг». И уже звучит современно, в гармонии с нынешними бизнесменско-чиновничьими «понятиями». И уже не смешно, а очень даже заурядно. От чего особенно страшно.
Надо ли говорить, что в насквозь коррумпированной стране, где законодательство частенько носит условный характер, а ветви власти колышутся под напором взятковых ветров, невозможно по-настоящему достичь ни одной цели - ни экономику модернизировать, ни бедность побороть, ни демократию и справедливость утвердить. Образно говоря, в своей Отечественной мы проигрываем сраженье за сраженьем, а целина наша неподнятая все никак не поднимается. И в этом кроется самая опасная, едва ли не смертельная угроза для государства и народов, его населяющих.
Вновь устремим взоры на юг, где в мятежах сотрясаются арабские страны, льется кровь, гибнут люди. И это лишь начало. И какие еще испытания подстерегают на революционных путях-дорогах, не известно даже всевышнему. И уже тут как тут цивилизаторы-демократизаторы, которые не только со злорадством арестовывают натыренные диктаторские деньги, но и кидаются «томагавками». И уже с ними наперегонки бегут всех мастей и оттенков радикалы и мракобесы, жаждущие затащить взбунтовавшиеся народы из огня да в полымя. И, как всегда, правы те, кто считает, что в жизни мало есть более страшного и разрушительного, нежели гражданский мордобой.
В России этот тезис проверен такой богатой исторической практикой, что не дай Бог никому. Однако доморощенные мздоимцы XXI века самоубаюкивающе полагают, что на их век народного терпенья хватит, а ежели что, то главное вовремя смыться. Жизнь же богата на сюжеты. Вон у египетского Мубарака все было вроде ладушки, и сына уже он готовил в преемники, и тут такое!..
Наших неправедно жирующих сограждан не останавливают социальные риски, угрожающие стране. Это нельзя принять, но как-то понять можно: какое им дело до «немытой» России и ее «быдлячьего населения». Но их не останавливает и пятно несмываемого семейного позора, с которым жить детям вымогателей, казнокрадов, мздоимцев. Не останавливает их и если не богобоязнь, то хотя бы инстинкт самосохранения...
Уже немало пожив на белом свете, я не взываю к совести представителей коррупционного борделя, в связи с ее вакуумным отсутствием. Я пытаюсь понять: до конца ли всепоглощающая алчность и лихая вседозволенность сорвали в этих людях все внутренние пломбы и тормоза? И в этом контексте: хватит ли у здоровой части госаппарата и правоохранительных структур сил и средств, чтобы в границах формально демократического процесса приструнить коррупцию, зародить в людях надежду на более праведное устройство нашего бытия?..
Недавно Президент Дмитрий Медведев вновь во всеуслышание заявил об остроте коррупционной проблемы, держащей за горло экономику, а по сути – все общество. Президент поставил новые задачи в сфере модернизации, которые призваны существенно сузить пространство для маневра нечистым на руку должностным лицам. Эти задачи - логичное продолжение действий Медведева по созданию, если так можно выразиться, бескоррупционной среды обитания, что принципиально значимей выкручивания отдельно взятых винтиков коррупционного механизма, хотя и это, разумеется, важно.
А значит, мы вправе рассчитывать на более решительные и наступательные действия верховной власти, ибо так уж исконно устроена Россия, что до сих пор только сверху (но, правда, под давлением снизу) в ней можно проводить разумные реформы и устанавливать порядок.