На два круга
Никита ПешковВ велогонках, кроме того, что крутишь педали, нужно думать головой, а соревноваться приходится с самим собой
В выходные прошёл очередной, третий этап Кубка «Велокавказ» по маунтинбайку в дисциплине кросс-кантри. Поучаствовать мог любой. Хотя бы в категории новичков, чтобы доказать себе, что это возможно.
Трасса для новичков — легкий флирт с кросс-кантри. Сначала несколько сот метров езды по каменистой тропинке полян на Корытах, потом — заезд в лес и ещё сотня метров относительно ровной дороги, затем спуск с достаточно резким поворотом в подъем, простым для опытных райдеров, но являющимся первым испытанием для новичков. После подъема витиеватая и узкая, как след змеи, тропинка через лес и спуск на дорогу по поляне, которая заканчивается финишной прямой. Для более опытных гонщиков - трасса сложнее, длиннее. На ней подстерегает больше опасностей, и ехать по ней дольше. На третьем этапе Кубка «Велокавказ» был опробован формат гонки «100 минут» - именно столько давалось спортсменам, чтобы преодолеть как можно большее расстояние.
Но категории новичков эти нововведения не касались. В нашем заезде побеждал тот, кто быстрее завершит два круга — всего несколько километров по пересечённой местности.
Стоять на старте всегда немного нервно. Гонщики не могут поместиться в один ряд у стартовой линии и становятся в два: наготове больше двух десятков человек, так как вместе с новичками едет и самая возрастная группа. Пока идёт перекличка, можно перекинуться парой слов с соседями, но надолго расслабиться не получится. Главный судья, дающий старт, только делает вид, что переговаривается с кем-то. Клаксон уже у него в руках, и в любой момент может прозвучать сигнал.
Рвутся с места все стоящие и мчатся вперёд, стараясь занять удобную позицию. Через десяток секунд всё успокаивается, перестаёт бурлить, и поток велосипедистов становится ровным. Утихает и буря внутри, которая началась сразу после стартового сигнала. Не знаю, проходит ли это со временем, когда часто участвуешь в гонках, но адреналин не вымывался из крови до самого финиша, когда ему на смену приходит удовлетворение и усталость с простым желанием отдышаться.
Но пока об этом думать было рано. Впереди меня - группа велосипедистов. Надо не дать им оторваться и не пропустить гонщиков сзади. Практически не замечая тряски на каменистых участках дороги, набирая темп и стараясь уйти вперёд, занять удобное положение, я въехал на первый лесной участок. Череда обгонов, почти хладнокровная оценка положения и планирование, как и что дальше делать, мысли, что, кажется, всё получается, и вдруг — падение. Сразу не понятно, что происходит. Велосипед заносит на грязном скользком участке, руль разворачивает, устоять не получается. Срочно встать, собраться. Мимо проносится один велосипедист, другой, за ними группа, кажется, из десятка человек. Вставать уже не хочется. Но независимо от желаний руки и ноги делают всё сами, пока сердце бешено гонит кровь по телу, которая бьет в голову, но, кажется, не попадает туда. «На автомате» оказался верхом на велосипеде и с бешеной скоростью начал крутить педали, чтобы нагнать хотя бы кого-то. Лес — поляна — снова лес и резкий поворот, спуск. Вот и нагнал. Для многих тот самый подъем стал испытанием: не дотянув до конца, многие слезали с велосипедов и какое-то время вели их.
За подъемом началась тропинка. Плотной группой, один за одним, ехать несколько сотен метров. Немного раскачиваясь из стороны в сторону на узкой лесной тропе — змеином следе, сосредотачиваешься. Внутри растёт беспокойство, что от этой группы где-то впереди могут отрываться более быстрые велосипедисты, но заданный темп позволяет отдохнуть. Всё равно пока не обогнать. После спуска дорога будет шире — там и развернётся борьба.
В конце тенистого и приятного туннеля из деревьев — яркий, резкий свет. Там пекло. Буквально вылетев из леса по спуску, велосипедисты начинают борьбу. Положение резко меняется, и притормаживать нет времени. Какое-то время ещё приходится держаться за той же группой, но дольше оставаться за их спинами нет сил: несколько велосипедистов идут в обгон по траве, обходя даже тех, кто шёл по дороге. Риск оправдан. Разворот в конце первого круга, где гонщиков встречают зрители, пролетел мимо, в гонке выстраивался новый порядок, и главное — не сбавлять темп. Быстро остались позади каменистая дорога, лесной участок со скользкими лужами, на котором теперь приходится вести себя осторожно.
У подъема вновь небольшой затор, но на этот раз все преодолевают его быстрее. Каким-то странным образом я оказался на тропинке один. Ушедших вперёд не видно, оставшихся сзади не слышно. Какая-то гоночная депривация. Когда кажется, что не от кого убегать и не за кем гнаться, начинаешь думать о себе. Насколько ты устал? Сколько ещё ехать? Почему становится тяжелее дышать? Эти мысли мешают, и вот уже спасительный свет в конце туннеля — спуск и финишная прямая.
После того как остановился, трасса стала чем-то далёким. Хотелось просто отдышаться. «Надо больше тренироваться, надо больше тренироваться», - проносится в голове с каждыми выдохом. Чтобы прийти в себя, нужно время, и желания наблюдать за финишем остальных почти нет. Просто посидеть под солнцем или в тени деревьев большого леса в компании сотни других велосипедистов. Пока идёт гонка, у старта и финиша — большой велопикник. А восстановить силы помогает борщ, приготовленный на костре.
Приехав на финиш один, не знал, какого результата я добился. И почему-то это интересовало меня чуть меньше, чем сам процесс езды. Лишь потом я узнал, что в категории новичков наездил на третье место.
Фото Александра Болелова.