На грани. Звездный отряд из подворотни
Наталья АрдалинаИЗ КОСМОСА НА… ПАРАШЮТЕ
Через два года «земные» испытания были закончены, и летом 1954 года в космос полетели собаки Рыжик и Лиса2. Одной из них предстояло стать первым живым существом, вышедшим в открытое безвоздушное пространство, попросту говоря — в космос. На высоте ста километров космическая катапульта вытолкнула из кабины Лису, защищенную лишь скафандром, с парашютом особой конструкции, который сработал за пределами атмосферы, где куполу не на что было опереться. Впервые земной живой организм спустился на парашюте прямо из космоса. Второго «пилота», Рыжика, который падал вместе с кабиной, катапульта «выстрелила» на высоте 45 километров от земли. Свободное падение собаки в затяжном прыжке из стратосферы было близко к скорости звука. Парашют раскрылся на заданной отметке, и на земле героев наградили любимым лакомством — чесночной колбасой.
Чем кормить собачек — вопрос для ученых изначально был не простым. Еще в самом начале испытаний, обсуждая перспективу долгосрочных полетов, врачи наряду с другими позициями рассматривали всевозможные варианты питания и водоснабжения «пилотов». Разрабатывались специальные меню, витаминизированные смеси и добавки. Но если с питьевой водой решение было найдено быстро, то с питанием вышла заминка. Собачки отказывались есть предложенные деликатесы или ели весьма неохотно. Помог, как это часто бывает, случай. Один из сотрудников решил перекусить бутербродом с колбасой и угостил им своего любимца, как раз готовившегося к полету. Тому чесночная колбаса пришлась по вкусу, так же как и другим членам звездного отряда. Вопрос был решен.
После фантастического полета Рыжика и Лисы2 подобные запуски стали будничной работой для собакиспытателей. Некоторые из них по нескольку раз поднимались в космос, а собачку Кусачку даже переименовали в Отважную за то, что она была в полете четыре раза. К сожалению, так везло не всем. Всеми любимый Рыжик погиб при очередном запуске. Еще для восьми его собратьев полеты также закончились трагически.
Сотрудники Института авиационной и космической медицины гибель животных воспринимали как личную беду. Они не относились к собачкам, как к подопытным, не обращались с ними, как с экспериментальным материалом. Это были их друзья, коллеги. И умные животные платили им привязанностью, преданностью и любовью. Поэтому каждая потеря оборачивалась болью, печалью, жалостью и еще большей заботой о своих питомцах. Сергей Павлович Королев, суровый, жесткий и даже гдето жестокий руководитель, пресекающий малейшие нарушения инструкций и регламентов, сквозь пальцы смотрел, как его сотрудники баловали своих подопечных. Любимой собачкой Александра Серяпина был песик по кличке Лиса2. Они вместе гуляли, и собака верно «охраняла» своего друга, рыча на всех, кто проходил мимо. Настало время лететь Лисе в космос. Когда при взлёте ракету повело в сторону, стабилизационные рули при ее выравнивании сработали слишком резко. Произошел сильный удар, от которого собака пробила люк и вылетела в атмосферу. На землю бедное животное опустилось уже мертвым. Серяпин похоронил своего друга в степи, недалеко от любимого места их совместных прогулок.
НА ОРБИТЕ — ЛАЙКА
<Люди старшего поколения помнят, с каким восхищением произносилось это имя Лайка! Симпатичная мордашка песика красовалась везде: на конфетных обертках, на пачках сигарет, в витринах магазинов и кинотеатров. В вечернее время на стенах и крышах высотных домов загорались неоновые картинки с изображением спутника с силуэтом собаки. Наверное, не было в стране человека, который не знал бы «космонавта» Лайку. Вот только судьбу героини из непосвященных не знал никто…