На хвост и гриву
Я никогда не верю рекламе. Деньги стараюсь тратить на то, что неоднократно проверено на себе. Но в этот раз произошло иначе. Сама того не подозревая, купилась.
Всё началось с того, как знакомая рассказала о чудо-шампуне, от которого волосы становятся мягкими, блестящими, густыми и растут раза в два быстрее. Меня озадачило, что шампунь этот не совсем обычный. Он ... для лошадей.
Любопытство взяло верх. Может, и в самом деле «лошадкина косметика» чудодейственна? Решила в Интернете посмотреть, что по этому поводу думают и говорят люди. На форумах сплошь обсуждения: «Эффект заметен сразу после первого применения», «Волосы так быстро растут - не успеваю отросшие корни закрашивать» и т. д. Девушки обсуждают, кто каким именно средством пользуется, советуют друг другу шампуни, бальзамы, муссы... Все для лошадей. Причем те, кто недавно сомневался и писал гневные послания типа «Да вы что? Вы б ещё собачьим помыли!», через некоторое время присылают восхищённые отзывы, выставляют фотографии своих «воскрешенных» шевелюр и банок с чудотворным шампунем-спасителем.
Во что бы то ни стало решила приобрести это уникальное средство. Продавец ветеринарной аптеки будто ожидал моего прихода. Как только назвала, что мне нужно, подскочил с пятью цветными банками:
- Вот этот - с кондиционером, этот - с дёгтем, этот - для жеребят, у этого запах приятный.
Стою в недоумении. Спрашиваю:
- Правда помогают?
Мужчина, улыбаясь:
- Я - ветеринар, а вы - не лошадь.
Улыбнувшись в ответ на столь наблюдательное замечание, выбираю голубую бутыль - тот, что пахнет. Протягиваю ветеринару 200 р. и спешу домой - совершать обряд превращения. По дороге изучаю этикетку. Шампунь-бальзам. С релаксирующим эффектом. Устраняет запах животного, полирует шерсть, ментол способствует расслаблению мышц лошади... «М-да, - думаю. - Может, скоро и овёс буду есть, коль дошла до того, что шампунем лошадиным моюсь».
Дома бегу в ванную, открываю банку. Аромат действительно приятный - мятный. Осторожно намыливаю голову, смываю. Ничего. Хвост не вырос, копыта тоже. Уже хорошо. Провожу рукой по волосам. Как будто и правда мягче стали, лучше расчёсываются. Или кажется? Могло ли быть иначе после того, как я прочитала несметное количество похвал и восторгов, после ожиданий и настроя на то, что грива моя станет, если уж не лошадиной, то хотя бы, как у пони?
Позже случайно узнала о таинственной деятельности, именуемой модным словом «троллинг». Суть её - размещение в Интернете - на форумах, в дискуссионных группах и др. - провокационных сообщений, вызывающих споры, конфликты между участниками обсуждения. Скрытая реклама также является почитаемым занятием «троллей». Под видом обыкновенного пользователя они размещают сообщения, расхваливающие ту или иную продукцию. Часто работают в паре или целой компанией. Это может выглядеть так. Первый размещает «вопрос-затравку», рассказывает о своей якобы реальной проблеме, зависящей от того, какую именно продукцию необходимо продвинуть. Например, лекарственное средство. «Тролль» представляется больным, нуждающимся в совете, как лечить недуг, каким средством воспользоваться, чтобы наверняка и без осложнений. Его второй коллега отвечает, что у него та же болячка, он приобрёл в таком-то месте препарат со скидкой, через неделю забыл про болезнь. Выдумывает историю о том, как ему нагрубили и продали некачественный товар в фирме-конкуренте, что его приятели тоже недовольны ею. Далее следуют комментарии других пользователей с отзывами о препаратах - кому-то действительно помогло, кто-то остался недоволен. Начинается обсуждение, в ходе которого «тролли» продолжают продвигать лекарство, описывая его преимущества. Цель достигнута - внимание к фирме привлечено, конкурент в нокауте.
С одним из таких «троллей» мне удалось встретиться. Высокий шатен в очках рассказал мне о своём непростом увлечении:
- Мы, «тролли», - последнее звено в сложной цепочке рыночных отношений. Работаем с PR-отделами различных коммерческих организаций. Получаем задание, инструктаж, обговариваются сроки кампании, гонорар. Далее придумываем определённое количество историй, которые будем публиковать. Работаем анонимно - так безопаснее. Замечательная особенность Интернета - удалённость - позволяет «перевоплощаться» и каждый раз появляться на форумах в новом качестве. Вот я за почти полгода работы перевоплощался не раз: пришлось побывать отцом-одиночкой, бизнесменом, военным, молодой мамой.
- С экранов телевизоров мы каждый день слышим призывы покупать «новинку», «превосходное средство», «товар №1» и пр. Это настораживает: удачный слоган не всегда подразумевает действительно лучший товар. Как добиваешься того, чтобы тебе верили?
- Сообщение должно быть написано на языке, максимально приближенном к речи аудитории, на которую оно рассчитано. В общении молодых людей используется молодёжный сленг. На форумах для мам - свои речевые особенности. Например, мамы часто называют себя и своего малыша «мы» (мы прибавили в весе и т.п.). «Тролли» не упускают эти малозаметные детали и всегда берут в оборот.
- С «троллями»-конкурентами сталкивался?
- Споры и конфликты с соперниками случаются довольно часто. В красноречивых боях иной раз такой запал, что, если бы не расстояние между нами, словесная перебранка переросла бы в драку, отнюдь не виртуальную. Но в этом тоже есть плюсы - в таких поединках оттачиваешь искусство доказывать преимущества продукта.
- Нередко сталкивалась с ситуацией, когда комментарии будто бы написаны одним человеком. Приходилось ли разыгрывать спектакль «одного актёра»?
- Это возможно. Если допустил ошибки в первом сообщении, пытаешься сгладить их при помощи введения второго «действующего лица». Но это грубое нарушение, за такую практику большой гонорар не заплатят. Срежиссировать небольшое представление от нескольких лиц можно в том случае, если форум оживлённый или там работают «тролли» конкурента. При большом количестве сообщений это может быть не заметно.
- Продвинутые пользователи разоблачали тебя?
- Обычно этим занимаются модераторы. Заподозрив «тролля», сразу удаляют его сообщения и высылают предупреждение. Другие в основном игнорируют.
- Наверное, нравится управлять людьми и воздействовать на них, повелевать духовными запросами?
- Ничего подобного я не ощущаю, по той причине, что это не так. Мы никем не управляем. Просто даём советы. Ведь нет принципиальной разницы, кто советует - близкий друг или неизвестный потенциальный друг. И потом, повторяю, мы просто советуем, а уж решение - покупать или нет - остается за вами.
- А сам попадался на уловки «троллей»?
- Может быть. Но об этом не знаю.
Возможно, и я столкнулась с проделками «троллей», разыскивая в Интернете отзывы о конском шампуне. Иначе как объяснить большое количество положительных комментариев и рекомендаций? И то, что на разных сайтах встречала идентичные сообщения, написанные от разных лиц? Мой собеседник подтвердил подозрения.
- Типичная ошибка «троллей» - размещение текста с одинаковым содержанием на разных ресурсах. Эта оплошность характеризует «толстых троллей» - именно они оставляют за собой такую «грязную» работу. «Тонкий тролль» более опытен и неуловим, его действия не так-то просто распознать. Скорее всего, тебе попался «толстый».
От беседы с «троллем» у меня остался неприятный осадок. Скользкое, предательское ощущение, что меня обманули. Лошадиный шампунь так и стоит в ванной комнате. Мыть им голову больше не буду точно. Ещё не решила, что же с ним делать. Может, подарю той самой подруге, которая так восторженно о нём нашептала.
Евгения Горбачева.