На изломе судьбы — с надеждой
Лариса ДенежнаяЭтот двухэтажный дом из красного кирпича, расположенный в районе Ташлы Ставрополя, - внешне ничем не примечательный. Но те, которые переступают его порог, обретают здесь надежду. На что? У каждого — она своя. Главное, что за порогом остаётся, как сказал один мой собеседник, темная сторона жизни, в которой были наркотики, беспросветные будни, одурманенные алкоголем, одиночество, предательство, голод и холод...
Путь к этому дому, где расположился восстановительный центр межрегиональной благотворительной общественной организации «Инициатива», тоже у каждого свой. Кто-то случайно прочитал объявление о бесплатной помощи нарко- и алкозависимым, а также людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, освободившимся из мест лишения свободы, и пришел сам. Кого-то привезли сюда родственники. Есть и такие, кого волонтеры «Инициативы» подобрали, что называется, на улице.
Самое трудное - принять решение остаться.
«Я был таким, как вы...»
Государственная система реабилитации нарко- и алкозависимых, увы, еще не развита. В лучшем случае в условиях медицинского стационара можно получить медикаментозное лечение, а при выписке - рекомендации по необходимости посещать психолога. Увы, эта система не приносит результата. Как и услуги различных кабинетов, предлагающих кодирование от зависимостей. Поэтому во многих регионах эту нишу занимают различные общественные благотворительные организации, работа которых построена по другому принципу. Людям с зависимостями помогают те, кто сам прошел этот путь и знает проблему, что называется, «изнутри». Руководители Ставропольского филиала общественной благотворительной организации «Инициатива» - не исключение.
Виталий Баранов — в прошлом наркоман. Новую страницу жизни он перевернул в свои двадцать с небольшим лет, когда попал в восстановительный центр в Санкт-Петербурге.
Курить начал с малолетства, а с тринадцати лет уже узнал, что такое наркотики. Причем старт был, что называется, с рывком. С тяжелых наркотиков.
– А где были родители? - не удержалась я от вопроса.
– Они всегда были рядом. Мои родители — самые лучшие. Но они мне очень доверяли.
Виталий прошел путь, как и многие наркоманы. Сначала доза была для «кайфа». Потом жизнь шла мимо, а он существовал, — от укола до укола, чтобы не возвращаться в реальность, сопряженную с болью, проблемами... Несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. При этом в его жизни был и спорт. Занимался борьбой, дзюдо, боксом. Периодически бросал наркотики, начинал заниматься. Но опиум вытеснил из его жизни спорт. Чтобы добыть деньги на наркотики, сначала выносил более-менее ценные вещи из квартиры и продавал. Потом получил срок за разбой. Отсидел — взялся за старое.
- Когда в очередной раз пришел к маме попросить деньги, она лишь просунула через приоткрытую на цепочке дверь листок со словами: «Это все, чем могу тебе помочь». В моих руках оказалось объявление: «бесплатная помощь наркозависимым». Я был загнан в угол. С одной стороны — милиция. С другой — серьезные люди, которым задолжал. Мне не оставалось никакого выхода. Так я оказался в Санкт-Петербурге, - рассказывал Виталий.
Но в восстановительном центре парень пробыл считанные дни, не мог принять новый уклад жизни. Вот откуда этот опыт - «самое трудное — принять решение остаться». За порогом центра оказался на улице. И, по признанию Виталия, за четыре дня, которые он здесь провел, его так «помотало», чего не случалось за всю жизнь.
Погода была скверная. Идти — некуда. Дрожа от холода, Виталий пытался спрятаться от непогоды в мусорном баке. И тут случилось то, что стало для него шоком. Над баком вдруг показалась чья-то голова. Дальше все произошло молниеносно. Со словами «это наш» его вытащили из бака какие-то бомжи, изрядно избили. Так больше продолжаться не могло, и Виталий принял единственно верное решение. Ослабленный, «меня ветер качал», парень вернулся в центр.
– Что меня задержало здесь — то братство и та любовь, которую ко мне проявили, - делился с нами Виталий. - «Проходи, мы рады, что ты пришел», - сказали мне. Ко мне отнеслись как к родному, как будто я давно их знал... Пытался объяснить: мол, у меня ни денег, ничего нет. В ответ услышал: ничего не надо. И сейчас, когда звонят в наш центр и я говорю, что пребывание у нас бесплатное, удивляются, что в наше время так бывает.
Виталий признается: пока не уверовал в Бога, спасения не было. Именно это стало в его судьбе переломным моментом. К Богу он пришел в восстановительном центре. И теперь, помогая другим людям, таким, как и он в прошлом, заблудшим душам, объясняет, какие дает силы вера и духовный ориентир для новой дальнейшей жизни.
Более десяти лет он занимается организацией аналогичных восстановительных центров по всей стране. Свою работу называет «служением». В этом видит свою миссию. Сейчас руководит подразделением межрегиональной благотворительной организации «Инициатива» в Ставрополе. Когда приходят к ним в центр новички, Виталий рассказывает: «Я был таким, как вы...». И это дает другим надежду, что все поправится в будущем.
У его помощника, Алексея, может быть, не было столько «виражей» на жизненном пути. Но объединяло одно: солидный наркотический стаж в прошлом. Алексей употреблял героин. А еще был, как и Виталий, спортсменом. Он, кстати, сейчас в хорошей форме - стройный, подтянутый. Даже и не скажешь, какую страницу в своей жизни перевернул. Причем — безвозвратно. Так же, как и у Виталия, переломным моментом в жизни стал восстановительный центр, куда он пришел «уйти» от зависимости. Потом поступил в духовную семинарию «Святой Павел» в Новосибирске, получил диплом миссионера. Стал помогать другим. По направлению организации сейчас ведет эту работу в Ставрополе. Есть жена, сын. Супруга, кстати, - тоже бывшая наркоманка. Как рассказал Алексей, в наших центрах часто создаются пары. И так им легче идти вместе по жизни. В Ставрополе Алексей пока один. Но скоро, как он сказал, их семья воссоединится.
«У меня теперь другая жизнь»
Те, кто приходит сюда, даже внешне преображаются. И не только потому, что получают кров, пищу. Такое преображение случается с людьми, у которых Бог в душе. И вера помогает не оступиться, не стать на «скользкую» дорожку. Кто-то приходит к этому раньше, кто-то позже.
Владимир, например, от безысходности пришел в Успенскую церковь. Здесь и увидели его волонтеры «Инициативы», приехав сюда для проведения очередного благотворительного обеда для бездомных и других страждущих. Еще не старый мужчина, Владимир выглядел гораздо старше своих лет. С синяком под глазом, нечесаный, грязный.
А ведь были у него работа — трудился водителем автобуса, съемное жилье в Ставрополе (переехал сюда на заработки из района). Из-за пьянки все потерял. Так закончились для него поминки после похорон, превратившиеся в длительный запой. Потеряв крышу над головой, жил, где придется. Рад был, когда забирали в полицию, — хоть не на улице спать...
– Здесь спокойно, кормят нормально, - рассказывает Владимир о своем пребывании в центре. – Я и курить бросил, раньше две пачки сигарет в день уходило. Хочу вот вернуться к своей прежней работе, на маршрут...
Строит планы на будущее и тридцатипятилетняя Елена. Здесь она находится вместе с четырехмесячным ребенком. В центр попала сразу после роддома — добрые люди подсказали верный путь. За свою недолгую жизнь Елена тоже многое повидала. Позади — бурная молодость с алкоголем, наркотиками. Жизнь с непутевым сожителем, сидевшим «на игле» и, как выяснилось позже, заразившим ее ВИЧ. Этот союз закончился трагедией. Сожитель, чтобы забрать у Елены деньги, пошел на преступление, проломив ей голову. Вместе со своим дружком вывезли истекающую кровью женщину в поле, думая, что та уже не жилец, бросили на территории канала. Здесь вскоре ее нашли цыгане. Потом — больница. Новая попытка устроить личную жизнь. Беременность. Срыв и снова наркотики, после того как узнала о своем ВИЧ-статусе.
Ребенок родился здоровый. «Господь мне помог», - говорит Елена. Но настоящим домом для нее стал восстановительный центр, куда ее привез сам руководитель организации, из Пятигорского филиала «Инициативы».
– Теперь я знаю, для чего живу. Помогаю своим братьям в центре, убираю, готовлю. Я нашла себя здесь. Значит, Господь для чего-то вел меня сюда. То, что я сейчас в центре, - как вознаграждение для меня, что я отказалась от наркотиков.
Какое будущее ждет Елену? «Как Господь призовет, - говорит она. - Мое служение — людям помогать. У меня теперь много братьев и сестер...»
Когда я уходила из центра, увидела во дворе детскую коляску, в которой спокойно спал сын Елены. Неподалеку стоял Владимир, приглядывая за малышом. На свежем воздухе ребенок спал безмятежно, не шелохнувшись. При деле был и Владимир. Еще недавно — без крыши над головой, одинокий, без ясных перспектив. Он смотрел на малыша и улыбался...
Фото автора.
Читайте так же: