На краю земли - там, где начинается Россия
Наталья АрдалинаНовый день первыми в стране встречают жители Камчатки. Именно здесь россияне первыми приветствуют встающее солнце, местные жители первыми голосуют на выборах, а школьники первыми узнают задания для ЕГЭ.
Этот удивительный край – во всех смыслах, не только как регион, но еще и край земли. Стоя на берегу Тихого океана, сразу понимаешь, что континент здесь заканчивается... Или все же начинается? Удивительно, но много раз впечатлявшее своими просторами море мгновенно проигрывает сравнение...
Три города на полуостров
Наверное, просто так в путешествие на Камчатский полуостров мало кто соберется из нашего благодатного южного региона. Мне повезло, как и еще 11 журналистам из разных уголков России, стать победителем конкурса компании Ростелеком «Вместе в цифровое будущее», главным призом в котором как раз и было путешествие. Кстати, в нынешнем году в поездку позвали победителей сразу двух лет – 2023-го и пандемийного 2020-го, когда из-за коронавируса не состоялось путешествие в Японию. Я – как раз из тех «пандемийных» победителей.
По вполне понятным причинам теперь федеральный оператор связи приглашает журналистов в путешествия в пределах нашей Родины. Однако не сомневайтесь, в России есть на что посмотреть, чему удивляться и чем восхищаться.
Начать хотя бы с того, что только после перелета на этот край земли понимаешь, насколько велика наша Родина. Казалось бы, мы прожили целый день (половину из него – в самолете), пора укладываться спать, но в аэропорту Елизово – снова утро. Ну что ж, значит, новый день несет нам новые впечатления.
И они не заставили себя ждать. Первое, что я узнала о Камчатке: здесь всего три города - столица региона Петропавловск-Камчатский, город-аэропорт Елизово и закрытый для посторонних военный городок подводников Вилючинск. Все остальное – разных размеров поселки, деревни, вплоть до состоящих буквально из трех домов. И это на территории в 270 тысяч квадратных километров. Для сравнения: площадь Ставропольского края чуть более 66 тысяч кв. км, а живет у нас, по официальным данным, почти 2 млн 900 тысяч человек, тогда как на всей Камчатке – менее 300 тысяч человек.
И хотя географически Камчатка – это полуостров, фактически сухопутных путей сюда нет, только по воздуху. Так что местные жители вправе считать себя почти островитянами.
Регион гурманов
Неподалеку от аэропорта Елизово в 2011 году установили самый знаменитый на полуострове памятник – медведице с медвежатами, с надписью «Здесь начинается Россия». Мама несет в зубах рыбу – одно из главных достояний региона. Рыбу много раз воровали у медведицы, но скульптуру неизменно восстанавливали, так что вандалам в конце концов надоело тратить время и силы. Тем более что металлическую горбушу не сильно продашь. А вот настоящей красной рыбы здесь не просто много, это поистине гурманский регион. Как позже рассказал нам директор местного отделения Ростелекома Алексей Кулаков, каждый ручей здесь – нерестовый, даже тот, что в палец шириной. Это накладывает на работающие в регионе компании определенные обязательства: к примеру, когда провайдер тянет оптоволоконную линию через реку или ручей, даже если при этом прокладываются пути под руслом, в водоем затем необходимо выпустить мальков, дабы восполнить возможные потери.
Большинство кафе и ресторанов предлагают огромный выбор морских деликатесов, от красной икры (не на бутербродах, а в икорницах, с ложками) до метровых в диаметре крабов, осьминогов и кальмаров. Креветки и морская капуста – это вообще как макароны по-флотски.
Это не облако, это вулкан дымится...
Но, конечно, ехали мы сюда не для того, чтобы попробовать всевозможные удивительные блюда. О чем сразу думает каждый житель нашей страны при слове «Камчатка»? Правильно, о вулканах. За извержением Ключевского сейчас следит вся Россия. А когда вулкан Шивелуч засыпал полуметровым слоем пепла поселок у своего подножия, местные ласково стали называть его Шволочь.
Как говорят местные жители, гор на Камчатке нет, есть только вулканы и сопки. Честно говоря, разницу нам никто внятно объяснить не смог. Вот, к примеру, одна из версий: сопка – это небольшая округлая возвышенность до 1500 метров над уровнем моря. Однако та самая Ключевская сопка – 4835 метров. И это – самый высокий ныне действующий вулкан в Евразии. По другой версии, сопка – это возвышенность, покрытая лесом. Но у нас на юге таких масса, и ни одна из них не сопка.
Из 300 камчатских вулканов 30 – действующие. Ко многим, если не ко всем, здесь можно отправиться на экскурсию. Да-да, и к действующим тоже. А еще у жителей Камчатки есть свои «домашние» вулканы, как у нас, к примеру, домашние питомцы. Это вулканы Казельский, Авачинский, Корякский, Вилючинский и Мутновский. Дело в том, что их видно практически из любого района Петропавловска-Камчатского, да и из оставшихся двух городов тоже, потому что расположены они не далее 30 км от каждого из них. Даже время, оставшееся до зимы, здесь измеряют не в днях и неделях, а в расстоянии. Когда снег начинает спускаться с «домашних» вулканов, говорят: «До зимы остался километр».
Иногда к этой группе причисляют и Горелый вулкан – гигант из пяти стратовулканов в кальдере диаметром 10 на 13 км с 11 конусами и 30 кратерами. Вот к трем из «домашних» вулканов мы и отправились поближе: Вилючинскому, Мутновскому и Горелому.
Кто из южан не катался по горам в джип-турах – на разбитых УАЗах с разбитными водителями? Поверьте, джип-тур на Камчатке – это нечто иное. Начать с того, что в принципе здесь не очень уважают седаны, даже на дорогах столицы региона их раз-два и обчелся. А уж для экскурсий стандартные внедорожники оборудуют колесами большего диаметра, непременно на шипах, и это еще – летний вариант...
На Вилючинском перевале нас встретили духи вулканов – три тотема, один из которых, кстати, держит в руках трубку. Когда он курит – вулкан дымится...
А на краю обзорной площадки установлена удобная скамейка – можно вдоволь налюбоваться открывающейся панорамой, конечно, если не замерзнете. Потому что погода здесь может измениться от теплой солнечной осени до зимней пурги в течение пары часов.
Конечно, текущей лавы мы не видели. Хотя, как позже рассказали вулканологи в местном музее Вулканариуме, лава – это далеко не самое опасное явление при извержении. Самое страшное – это пирокластичекий поток - быстро движущаяся (до 700 км/ч) чрезвычайно горячая (~ 1000 ° C) масса воздуха и различных обломков породы, которая обрушивается на склоны вулкана во время извержения. Собственно, именно в таком потоке гибли жители Помпей и других городов у подножия Везувия.
Кипящий котел под ногами
Неподалеку от Мутновской сопки расположилась геотермальная электростанция. Она питает энергией весь Петропавловск-Камчатский. Именно здесь, неподалеку от электростанции, находится Малая долина гейзеров. Впрочем, про гейзеры – это «замануха» для туристов, на самом деле это фумаролы, то есть выход на поверхность горячего вулканического газа. Именно за счет него и работает геоэлектростанция. Фумарольные поля протянулись над ручьем, и в тех местах, где газ вырывается наружу под поверхностью воды, создается иллюзия гейзера.
Но иллюзии иллюзиями, а сила и мощь того, что происходит под ногами, здесь ощущаются особенно остро. Всю долину заполняет громкий гул от паровых выбросов, а столбы пара поднимаются много выше склонов ущелья. И гид заранее предупреждает, что руки погреть можно, но при повороте ветра в вашу сторону лучше прикрыть лицо и быстро отвернуться, потому что в каждой трещинке – своя температура пара, которая может достигать 400 градусов по Цельсию. Вдруг понимаешь, что стоишь буквально на дырявой крышке кипящего котла, причем эту крышку в любой момент может сорвать...
А вот у Горелого ощущение преисподней нас покинуло, потому что на вулкан обрушилась метель, и стало совсем не жарко. Одиннадцать конусов Горелого составляют вместе около 3 км вулканического хребта с разломами, пещерами и вечной мерзлотой. Лед толщиной более метра матово отсвечивает здесь таинственным зеленоватым оттенком. В одной из пещер, кстати, проходят симфонические концерты – так причудливо природа создала уникальный зал с идеальными акустическими свойствами.
Здесь вполне можно снимать кино про Марс – пейзажи выглядят совершенно инопланетными. Может быть, именно это вдохновило советских ученых, отправлявших на Камчатку луно- и марсоходы для испытаний. Хочется надеяться, что эта страница российской истории еще будет открыта заново.