На крыло становились в Ставрополе
Елена ПавловаЖизнь стремительна и летит, кажется, с космической скоростью. Несколько десятилетий, а сколько за них пережито: взлеты, падения, войны, смена формаций, даже веков и тысячелетий. При такой насыщенности и спрессованности во времени события 10-летней давности кажутся чуть ли не древней историей. А уж 50-летней, когда в космос полетел Гагарин, — и подавно.
Ставрополь не Смоленск и не Москва — здесь нет мест, где вырос первый космонавт, где жил, где бывал... Но многое хранит его память — улица Гагарина, Дворец имени Гагарина, и очень много тезок, теперь уже солидных мужчин 1961 года рождения, которых восторженные мамы нарекли в честь народного героя Юрой. И еще память о том первом полете — в людских судьбах, которые именно здесь начинали свой взлет. И вовсе не в фигуральном, а в самом прямом смысле. У нашего города есть свои космонавты. Первым был Юрий Глазков. Правда, в Ставрополе москвич Юра Глазков провел всего два года, Ставропольское суворовское училище он окончил аккурат в 1957-м, когда СССР осуществил запуск первого спутника. С тех пор он мечтал о космосе. Ждать пришлось 20 лет, он был в отряде космонавтов с 1965 года, а полететь пришлось только в 1977-м — в экипаже Виктора Горбатко, тоже почти что нашего земляка, уроженца кубанской станицы. А позывной у Глазкова в этой экспедиции был тоже нашенский, кавказский - Терек...
Потом почти 22 года в космосе людей, которых судьба хоть ненадолго связала со Ставрополем, не было. В 1999-м в космос в составе российско-американского экипажа полетел Валерий Токарев. А через семь лет — снова, и снова с американцами. Осваивали в том числе космическую туриндустрию.Один из американцев был просто туристом. Я помню, как радовались в Ставропольском высшем военном инженерном авиационном училище имени Судца, когда в октябре 2006-го экипаж 12-й экспедиции к международной космической станции во главе с командиром Героем России Валерием Токаревым отправился на орбиту.
Это он потом расскажет, что умение сохранять ровный психологический климат в коллективе, длительное время находящемся в замкнутом пространстве, — это вопрос профпригодности для космонавта. И поделится своим рецептом от стресса — суммировать и вспоминать только смешные случаи из жизни. Кстати, одно из таких воспоминаний именно со Ставрополем и связано. Как, поступая в Ставропольское летное, исхитрился скрыть от комиссии, что ему еще восемнадцати нет. А на летное отделение не достигших совершеннолетия не зачисляли. Космонавт и по сей день не знает, когда вывел его на чистую воду тогдашний начальник училища Николай Голодников — в день, когда после медкомиссии и отличных результатов экзаменов вызвал к себе «на ковер» или сразу, разглядев в шустром сметливом пареньке огромное желание летать, из-за которого и нарушил мальчишка сразу все инструкции с правилами...
Высоко летать Валерию, видно, судьбой было предначертано. Он даже родился в Капустином Яру, где отец работал на строительстве полигона. А потом по той же причине с родителями и на Байконур попал. Так что о космосе мальчишка мечтал с детства. А путь к мечте начинал в нашем городе.
Выпускник Ставропольского летного училища 1987 года Александр Скворцов улетел на орбиту в составе 23-й экспедиции год назад — 4 апреля 2010-го, вернулся в сентябре... В 44 года осуществил несбыточную мечту отца — слетать в космос. Хотя, казалось бы, отец был в первом отряде космонавтов вместе с Гагариным, и общались они до самой гибели Юрия Алексеевича. Даже младший брат Александра Александровича Юрий, родившийся через несколько недель после смерти Гагарина, назван в честь погибшего отцовского друга. А вот космонавтом стал не Юра, а Саша, который родился в Звездном городке, а летать учился в Ставрополе.