На оленях хорошо, на «ватрушке» — лучше?
Наталья БуняеваВнеочередное селекторное совещание министра по делам ЧС Владимира Пучкова показало, что уже просто необходимо максимальное внимание уделять обычному зимнему отдыху россиян.
Киров, Ухта, Тобольск, Челябинск, Оренбург, Омск — все эти города объединяет одно: необычайно снежная, морозная зима. Собственно, в этом году она объединила практически весь мир, кроме разве Австралии (там жара под 50). В Палестине и Сирии снег выпал, и народ растерян: что с ним делать-то?
Россиянину не надо объяснять: выпал снег, ударил мороз — вставай на лыжи, иди на снежную горку, на каток и далее по списку зимних развлечений. Мы и идем. И развлекаемся как можем… Во всех вышеназванных городах за посленовогодние дни случились трагедии: дети и народ постарше, включая бабушек, получили увечья или погибли, катаясь на новомодном «гаджете» — надувном бублике-тюбинге, прозванном в народе «ватрушкой». Эта напасть пришла к нам пару лет назад: долгое время на подобных штуках народ на море разбивался и вылетал из них на виражах, закладываемых впряженным в «ватрушку» катером. Если по воде плавает, то почему по льду не может? Может! Особенно весело на «ватрушке» катиться с горки! Летишь, крутишься, перед глазами все кувырком, можно и самому кувырком… Испробовано на себе, хорошо, что без особых последствий. Подростка, катавшегося на этой же штуковине, увели домой: что-то с ногой случилось. И катались-то мы в безопасном месте, на совсем уж невысоком склоне, в лесу за краевой больницей. И слышали, как вопит от восторга народ на горке в сотне метров от нас. Там, на комплексе «Холодный родник», есть такие горы, что не каждый спортсмен-лыжник решится скатиться! Одно название «Королевский склон» чего стоит! Склон этот практически вертикальный, и народ развлекается там по полной. И вот милует Бог - драм, подобных «ватрушечным» в других городах, у нас пока не было. Ни в сводках экстренных служб, ни так, в разговорах.
Тем не менее каждый любитель зимнего активного отдыха должен знать: появился весьма опасный предмет, затмивший во множестве регионов простые сани. Стоит он недешево, китайский вариант от тысячи до двух тысяч рублей. Предполагается, что «ватрушка», обложенная со всех сторон поролоном или другим пружинящим материалом, смягчает удар и подпрыгивания на кочках. На деле же получается вот что. Рассказывают любители экстремального катания Катерина и Николай: «Опасно это! Большинство катающихся используют их на опасных склонах, крутых, да еще маленьких деток с собой берут, их на ледяных горках до фига. Мы в шоке от родителей этих деток! Мы видели, как лопнула одна «ватрушка», как вылетела тетя. Когда эта штуковина врезается в препятствие, то пружинит, и «седок» по инерции выпадает на скорости. И это утром было, во вторник: народ окончание каникул праздновал… А так — на санках, ледянках пацаны катались. Тоже опасно, если родителей нет рядом, то много чего опасно…»
Кстати, с нами поговорил и продавец «ватрушек», Игорь С.: «Я полностью разделяю волнение родителей, чей ребенок упрашивает купить это изделие. Мы каждого покупателя инструктируем, рассказываем, как правильно пользоваться гаджетом, за какие ремни держаться, как сохранять равновесие. На самом деле все это не так уж и опасно, было бы желание соблюдать требование. К нам пытались предъявить претензии — кто-то руку сломал. Выяснилось, что был очень нетрезв. Так что дело не в санях, дело в ездоках… Зорб вон 100 тысяч стоит, и защита там есть. Но кто им управлял?»
Любой читатель имеет право возразить: жить вообще опасно. Трагедия молодых людей, решивших прокатиться на зорбе, еще одном опасном прибамбасе, вызвала широкий отклик у профессионалов: организаторов, спасателей, инструкторов на зимних лыжных трассах. Ведь подумать только: с виду милый шарик, несколько степеней защиты, залез, пристегнулся и вперед — вниз по склону! Министр по делам ЧС Владимир Пучков вынужден был провести внеочередное селекторное совещание, где главный вопрос посвящен был нашему отдыху на каникулах. Уличному и «туристическому». Выяснилось, что ни сном ни духом никто из городских и региональных властей не догадывался о том, что необходимо выявлять трассы, где замечено скопление саночников и лыжников. Монтировать ограждения, создавать максимально безопасные условия для отдыхающих всех категорий — от самых маленьких до самых стареньких.
Там, где зорб с молодыми людьми укатился в пропасть, не было и намека на ограждения. То есть там же, вполне вероятно, и лыжник может проехаться по тому же маршруту…
Не стоит допускать на снежные горы и горки непонятные приспособления: в зорбе человек, заключенный в сферу, испытывает нагрузки, равные нагрузкам космонавтов. Вероятно, это тоже «помогло» молодым людям травмироваться, одному до смерти.
Михаил Николаевич Кривенко, заместитель начальника филиала противопожарной и аварийно-спасательной службы края, прокомментировал происходящее на снежных трассах края: «Мы готовим детей к зимнему отдыху. С нами активно сотрудничают руководители учебных заведений, спасатели всегда наготове. Но есть одно «но»: ребенок, особенно мальчишка, выслушает нас, но сделает по-своему. Конечно, без родителей тут не обойтись: в идеале необходимо их присутствие на горке, где катаются дети. Крутые спуски у нас есть, не в изобилии, но хватает. И вот их бы огородить как надо, поставить посты наблюдения. Видимо, мы этим и займемся в самом ближайшем будущем: раз так складывается ситуация, что травмируется столько людей в регионах… К сожалению, нет у нас стационарного парка для экстремального отдыха детей и взрослых, ничего оборудованного нет. Такие парки подразумевают и охрану, и присутствие спасателя, и возможность быстрой доставки в больницу, если отдыхающий травмируется. А сейчас мы можем уповать на здравый смысл самих катающихся, их родителей, воспитателей. Проводим беседы перед каникулами, знаю, что есть учителя, берущие расписки с родителей. Это не выход, конечно. Эту зиму переживем, даст Бог, без происшествий, как сможем, так и проконтролируем ситуацию. А на следующую зиму уже сейчас готовим ряд мер, обеспечивающих безопасность катания на тех же «Холодных родниках». И не важно, будет снег или нет: меры не бывают временными. Пригодятся. Сейчас же прошу родителей быть крайне осмотрительными в выборе саней, ледянок, других приспособлений для катания. Давайте переживем зиму без травм и несчастий».
До конца зимы полтора месяца. Это по календарю… Все сюрпризы этого сезона мы не просчитаем, никакие синоптики и предсказатели не помогут. Будет снег, будет еще мороз. А значит, будут еще и горки, и ледянки, и синяки, и шишки. Этим бы и ограничиться.