«На пенсию не собираюсь...»
Лариса ДенежнаяКогда закончилась кадровая военная служба, защита прав потребителей стала для Дмитрия Ивановича Логвина делом его жизни. В эту сферу офицер запаса пришел в начале лихих девяностых. В то время, свободное от всего, такие люди с бойцовским характером были очень востребованы. Закон о защите прав потребителей робко прокладывал себе дорогу. Разбалованные во времена тотального дефицита продавцы вначале не хотели вообще признавать, что у покупателя появились какие-то права. Что он может что-то требовать. Письменные жалобы потребителей работники прилавка расценивали как вызов.
Может, поэтому подспорьем общественной организации были казаки - первые активисты тогда еще городского Союза защиты прав потребителей. Без них не обходились рейды по торговым точкам и проверки жалоб покупателей с выездом на место. Привлечь казаков Д.Логвину, атаману Ставропольского городского казачьего общества, не составило труда.
- Уличная торговля тогда была стихийным бедствием, - вспоминает Д.Логвин. - Повальные обвесы-обсчеты, антисанитария, просроченные и некачественные продукты, одноразовая одежда-обувь… Ни документов на товар, ни чеков. Попробуй докажи, кто у кого купил и когда.
Доказывали и защищали. В Ставрополь к общественным «защитникам» потянулись из ближайших сел. Чтобы расширить свою деятельность и географически, и в правовом плане, поменяли статус организации. С 1998 года учредили краевой Союз защиты прав потребителей и налогоплательщиков. Это была первая краевая организация. На сегодня она - пионер и ветеран общественного движения по защите прав потребителей. Дмитрий Иванович Логвин – ее бессменный руководитель. В этом году исполняется 15 лет его деятельности в этой сфере.
- Если на первых порах мы активно занимались уличной торговлей, то потом, когда городские власти начали наводить здесь порядок, эти проблемы ушли под «крышу». В смысле претензий к стационарной торговле. Мы работали параллельно с отделом защиты прав потребителей комитета экономразвития и торговли городской администрации. Жалоб было столько много, что его специалисты не справлялись с потоком. Но мы не конкуренты, а союзники. И сейчас работаем вместе. У каждого - своя ниша. Если муниципальная структура больше занимается консультированием потребителей, то мы - судебной защитой. Сотрудничаем также с краевой службой Роспотребнадзора. Я являюсь членом консультативного совета по защите прав потребителей, который работает под крышей этого ведомства. Но если Рос-потребнадзор берет на себя, скажем так, более масштабные проблемы - в сфере коммунальных, финансовых услуг и прочее, то мы сосредоточили свои усилия на сфере торговли, бытовых услуг.
Когда я узнала, что Дмитрий Логвин порой проводит 15 дней в месяц на судебных заседаниях – практически через день, - была поражена. Не каждый профессиональный адвокат столько времени бывает в здании правосудия. С чем только не обращаются в Союз! То мебель некачественная, развалилась, то автомобиль в срок не доставили. То… ортопедический матрац с запахом, и вмятина образовалась в нем после непродолжительного использования. Многие мировые судьи знают общественного «защитника». Внешне – очень скромный. Но в суде - лев. Соберет такую доказательную базу в обоснование исковых требований потребителей, что у ответчика не остается козырных карт. В 90 процентах случаев дела решаются в пользу людей. Потребителям возвращают приличные суммы.
- Одно дело по автомобилю, правда, проиграли, но не по нашей вине, - рассказывает Д.Логвин. - Мы помогали женщине с момента написания претензии. Потом подали иск в суд. А во время судебного заседания выяснилась очень важная информация, о которой потребительница нам не сообщила. Оказалось, ее вызвали в автосалон подписать дополнительное соглашение о переносе срока доставки машины. А мы строили исковые требования исходя из того, что срок на поставку машины в соответствии с заключенным договором
просрочен.
Треть исковых заявлений заканчивается мировым соглашением.
- Наша цель – не наказать предпринимателя или фирму, а решить проблему потребителя. Убеждаем ответчиков: судебные издержки обойдутся в несколько раз дороже стоимости товаров или услуг, лучше решить проблему в досудебном порядке. Идем на компромисс, уменьшаем сумму исковых требований вполовину. Потом предприниматели и директора фирм спасибо говорят, что все уладили. Один автосалон, например, поменял заказчику новый двигатель на машину. А требовал покупатель вернуть стоимость бракованного автомобиля. В результате обе стороны остались
довольны.
Однажды Союз выступил в суде на стороне потребителя, а получилось, что защитил и интересы крупного в крае предприятия. Мужчина пожаловался на плохое качество средства бытовой химии под известной торговой маркой. Стали разбираться, и выяснилось, что к этому товару невинномысский «Арнест» не имеет никакого отношения. Стороннее предприятие начало выпуск продукции далеко не лучшего качества, незаконно использовав название чужого торгового бренда. В результате к тяжбе подключился и «Арнест», сделали запрос в Роспатент. Суд вынес решение о запрете выпуска продукции под торговой маркой, владельцем которой является невинномысское предприятие.
- Мне хорошо запомнился этот суд, - рассказывает Д.Логвин. - Представляете, прихожу на заседание, а там сидят представители из Москвы, Бреста, Невинномысска. Так что общественники многое могут. Потребителю тогда возместили и моральный вред.
Конечно, чтобы выигрывать дела, нужно было наработать судебную практику защиты потребителей. Для этого пришлось пройти долгий путь.
На мой вопрос «не пора ли на пенсию», все-таки восьмой десяток уже разменял, Дмитрий Иванович отшучивается: мол, так втянулся, что от этого дела уже не просто отойти. Потому что оно стало делом его жизни, которое дает ему силы.