На приеме у доктора. В чьих руках здоровье школьников?

Тамара Коркина

Рубрику ведет главный врач городского Центра медицинской профилактики

горздравуправления кандидат медицинских наук Карэн АМЛАЕВ (38­38­94)

Сегодня проблема здоровья школьников ­ наиболее частая тема обсуждения. В последние годы в Ставрополе слова «образование» и «здоровье» постоянно звучат в одной связке. В таком сочетании они представляют название муниципальной целевой программы ­ «Образование и здоровье». Учителя и врачи делают немало, чтобы поколение вырастало здоровым. Но есть еще третья сила, которая способна либо значительно усилить эффект укрепления здоровья детей, либо его ослабить, – это семья.  На время забудем обо всех проблемах системы образования и примем на себя ответственность за здоровье наших детей. Совершенно очевидно, что необходима единая линия воспитания ребенка, единый режим дня в школе и семье.

­ Как сформировать навыки по личной гигиене?

­ Это не только чистота рук. Но и «экология» одежды. Она тоже должна быть «здоровой», отвечать требованиям гигиены, не стеснять движений. При слишком тесной одежде (особенно джинсы, брюки) нарушается кровообращение, мышечная система в определенных местах испытывает повышенную нагрузку, что может привести к быстрому утомлению и нарушению походки.

К 30 годам большая часть горожан становится постоянным пациентом стоматолога. Практика показывает, что, к сожалению, даже взрослые не всегда знают, как правильно ухаживать за своими зубами.

Зная некоторые правила приема пищи и способы ухода за зубами, ваши дети сохранят здоровье зубов без лекарств:

l много грызть и жевать овощи и фрукты;

l снимать пищу с ложки губами, не засовывать ложку в рот;

l глотать пищу только разжеванной, не запивать;

l не есть много сладостей и мучных изделий;

l не грызть ногти (это портит зубную эмаль);

l после каждого приема пищи полоскать рот (не менее половины стакана раствора питьевой соды или щелочной минеральной воды);

l правильно чистить зубы два раза в день;

l< после чистки зубов втирать пальцем пасту в поверхность эмали в течение 2 минут.

Важно также приучить ребенка ежедневно принимать гигиенический душ 1­2 раза в день, заниматься физзарядкой по утрам.

­ Какие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье ребенка?

­ Факторы риска процесса школьного обучения: плохая освещённость, стресс, нерегулярное питание, неправильное положение тела за партой, травматизм. Состояние хронического стресса, в котором дети пребывают в школе, может быть причиной возникновения и (или) обострения как психических расстройств, так и различных телесных заболеваний. Это, прежде всего, заболевания желудочно­кишечного тракта, сердечно­сосудистой, нервной системы и опорно­двигательного аппарата.

К факторам психического воздействия относится взаимоотношение с учителем и сверстниками. Психологами замечено, что ребёнок лучше себя чувствует, если учитель того же темперамента, за партой спокойнее уживаются дети разного темперамента.

В помощь родителям существует правило представления сведений о состоянии здоровья ребёнка после болезни и летних каникул. Не превращайте его в формальность. Врач поможет оценить остроту зрения, проконтролировать осанку ребёнка, уровень артериального давления и работу желудочно­кишечного тракта. Каждому ребёнку будет составлена программа реабилитации. Проводить её необходимо именно в течение учебного года, не откладывая на лето. Программа должна включать методы физиотерапевтического воздействия, медикаментозную терапию (витаминотерапию и др.) и рекомендации по образу жизни.

­ Что могут сделать родители?

­ Поскольку ребёнок большую часть времени проводит дома, любой фактор школьной среды может быть скорректирован родителями. Для этого необходимо знать, чем живёт ребёнок в школе. Только в течение получасовой беседы за совместным делом вы сможете узнать его переживания. Между делом поинтересуйтесь, не болел ли у него живот, что он ел, не болело ли сердце на физкультуре, не было ли травм. Лучшее поддержание беседы ­ рассказ о себе в таком возрасте.

Ещё один способ контроля за состоянием здоровья школьника ­ общение с учителем. Причина плохой успеваемости может крыться в ухудшении зрения, в сонливости на уроках и бодрствовании вечерами и т. д. Особенно это важно для родителей, чьи дети имеют особенности в здоровье, например, аллергическую реакцию на продукты питания или лекарства.

Наблюдение за тем, как спит ребёнок, поможет понять, отдыхает ли его нервная система.

Обед должен быть полноценным. Дискуссии об обязательном включении супов в меню не закончились. Некоторые компенсируют поступление жидкости в организм обильным приёмом соков, а овощи и фрукты принимают в сыром виде. Газированные напитки лучше вовсе исключить.

Причиной головных болей у школьников может быть спазм сосудов в связи с застывшим положением мышц шеи и повышенным чувством напряжения. Проследите, чтобы вашего ребёнка посадили в другую часть класса, а на переменах дочь или сын обязательно прогулялись, размяли мышцы шеи. Дома это может быть массаж шейно­воротниковой зоны и тёплый душ. Возьмите за правило при снижении внимания ребенка проводить минуты двигательной активности, это сохранит работоспособность до самого вечера. Помните, что тело человека не приспособлено к длительному сидению.

­ Как правильно организовать физическую активность детей?

­ Ребенку полезны плавание, гимнастика, бег и акробатика. Оздоравливающее действие физкультуры и спорта возрастает при одновременном «включении» рационального питания, закаливания и пр. с учетом принципов тренировки, последовательности, адекватности нагрузок, систематичности.

В самом примитивном подходе физическую активность можно оценить по количеству шагов, совершаемых человеком в сутки. Если принять среднюю ширину шага 50 см, то в среднем каждый человек в зависимости от возраста должен проходить от 7 до 10 километров в сутки. Для поддержания оптимального уровня физического здоровья необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе не менее полутора часов и не реже
2 ­ 3 раз в неделю – занятия физическими упражнениями по 40 ­ 90 минут.

­ Можно ли закаляться ребенку с хронической патологией?

­ Ежедневные водные процедуры (обтирание, обливание, контрастный душ) не имеют противопоказаний. Нужно только регулировать температуру и дозирование в каждом конкретном случае. Вы должны четко следовать схеме закаливания, рекомендованной педиатром. При ощущении дискомфорта необходимо ее откорректировать.

­ У моего сына­подростка резко ухудшилось зрение. Может ли это быть связано с компьютером?

­ Вполне возможно. Кроме того, от длительного сидения перед компьютером портится осанка, ребенок страдает от гиподинамии, нарушения режима питания и сна. Может ухудшиться память. Кроме того, ребенок становится вялым, апатичным, рассеянным, утрачивает интерес к школе, к родным, делается замкнутым, отгороженным от всего мира.

Нормы работы на компьютере: дети до 7 лет не допускаются; от 7 до 10 лет – 40 минут максимум; от 11 до 15 лет – 1,5 часа; от 15 до 18 лет – не более 2­х часов в сутки.

Имеет смысл поискать в магазинах специальные очки с фильтрами. Обычный телевизор, так же как и монитор компьютера, излучает ультрафиолетовый и синий свет. В сочетании с напряженной работой глаз это вызывает быстрое утомление, головные боли, резь в глазах и усиленную слезоточивость и, как следствие, способствует развитию прогрессирующей близорукости, катаракты, глаукомы и дистрофии сетчатки.

Ребёнок будет здоровым, если каждый вечер, ложась спать, вы будете думать о том, что ещё могли бы сделать для него.

Подготовила

Лариса ДЕНЕЖНАЯ.

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление