На страже закона: к 145-летию создания института судебных приставов. Гвардии солдат
Наталья Буняева ...Настоящий он. Гвардеец, такой, как надо: за его спиной и за спинами таких, как он, укроется целый мир. И все у всех будет в порядке. Александр Алексеевич Перевертайло работает в специализированном отделе оперативного дежурства (СООД) УФССП России по Ставропольскому краю. Он судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов (дежурный).
У отдела много задач. Это и, как уже было сказано, порядок в судах, безопасность должностных лиц ФССП при исполнении служебных обязанностей, доставка уголовных дел и вещдоков к месту проведения судебного заседания... Отдел также осуществляет сбор и обобщение информации об оперативной обстановке, складывающейся в территориальном органе ФССП России.
В общем, дел, что называется, по горло, и еще не все перечислены. А если учесть, что отдел работает круглосуточно... В общем, полноценный отдых не всегда получается.
Сергей Борисович Несмиянов, начальник отдела, уверен, что, если за порученное дело берется Александр Перевертайло, все будет выполнено в лучшем виде, без каких-либо неточностей.
Поспорил... на прыжок
А все потому, что Александр двадцать лет жизни отдал армии. А армия, по его словам, дала главное: «Это характер, сила воли, уроки настоящего мужества!». А уж досталось армии Александру Алексеевичу, что называется, «под завязку».
Родился он в Ипатовском районе в селе Кевсала. Мать и отец работали. Братья Перевертайло, Саша и Николай, учились и помогали родителям по хозяйству. «Мой брат Николай практически заменял мне отца: он старше на восемь лет, на восемь лет и знал больше. Он и теперь мой главный советчик и помощник».
Каждый мальчишка в 70-е годы прошлого века мечтал об армии. Считалось даже неприличным остаться дома, когда друзья служат. Да и девушки не очень-то любили таких парней: раз не служил, значит, что-то с ним не так. У Сани все было «так», только не знал, куда бы пойти служить, тем более что решалось это вовсе не призывником. Но какие-то усилия для «правильного» распределения сделать было можно: кто-то рисовал до призыва, кто-то на трубе играл, а наш призывник решил стать десантником. Да не сам — поспорил с другом, что прыгнет с парашютом! Приехал в Ставрополь, поступил в учебный авиацентр. С этого момента и начался путь в славные войска дяди Васи – в ВДВ. В армию ушел в 1978 году. Попал в прекрасный Кишинев, в трехсотый гвардейский парашютно-десантный полк. В те годы полк был лучшим в ВДВ, слава его гремела в войсках. Все командиры из полка уходили только на повышение. Сейчас среди них есть генералы и командующий ВДВ.
Афганистан болит в моей душе!..
После того как отслужил срочную, был зачислен в школу прапорщиков, и в 1983 году отправился выполнять интернациональный долг в Афганистан. Слово «война» появилось через много лет. А боевые действия там шли уже три года.
Попал старший прапорщик Перевертайло в 317-й парашютно-десантный полк командиром отдельного гранатометного взвода. Во взводе — 16 человек, за каждого не только персональная ответственность, но и постоянная душевная боль: вернулись бы в расположение, были бы все живы... Конечно, мужчине не пристало обнажать свои чувства, но кто поверит, что не было их, этих переживаний? Были и другие: считалось очень обидным, если кто-то шел «на войну», а кому-то приходилось оставаться в расположении. Вот как ему объяснить, что и каша тоже нужна солдату, и жареная картошка с тушенкой? Нет, обижаются... «Мы тоже хотим с вами!». Сейчас Александр Алексеевич улыбается, вспоминая службу, а тогда и не до улыбок было. Это было время мужества, неподдельной радости за живых товарищей, страшной горечи и отчаяния за погибших. Он вспоминает не о войне — о людях. Как делились последним куском хлеба, последним глотком воды, сигаретой... По сути — жизнью делились.
Дома ждали отец и мать, Алексей Михайлович и Дарья Кирилловна. Каждая весточка от сына была птичкой, приносящей радостную весть: жив сын! «В Союз наши письма шли регулярдва раза в месяц, и мама же часто писала... Вот и получал сразу пачку писем. Знаю, как им тяжело тут было, в неизвестности».
В жизни все не просчитаешь. А в сферу деятельности командира взвода Перевертайло входила одна из самых сложных задач – сопровождение грузов. Это когда по узкому ущелью ползет гусеница из большегрузных автомобилей, «наливняков» с дизтопливом, КамАЗы с продовольствием. «Вот сидишь на броне и прекрасно понимаешь, что «духи» где-то рядом: прекрасно видят колонну и знают, что могут ее сейчас уничтожить. Но случалось, что командиры находили общий язык с главами племен, старейшинами, и наши машины проходили спокойно. А бывало и наоборот: «духи» подбивают цистерну с горючим, и горящее дизтопливо медленно течет по дороге... Навстречу колонне. Тогда все: сгорят все машины, если бойцы успеют, то спасутся, бой примут, водителей прикроют. Много там народу мы теряли...» Орден Красной Звезды он получил как раз за сопровождение колонн.
Этот народ не умеет проигрывать
Потому что все время воюет. Что за страна такая - Афганистан? По сути, мы ведь мало что о ней знаем. Александр рассказывает так, как будто только вчера оттуда. «Это народ, живущий племенным укладом тысячелетиями. И никто никогда не мог его победить. Начиная со времен Македонского. Тот же македонец споткнулся об эту страну гор и пустынь. И сейчас Афганистан не сдается: хоть американцы туда придут, хоть марсиане».
Испокон веков Афганистан выращивал опиумный мак. «Представляешь, по улице бачата (мальчишки) трех-пяти лет бегают с лотками, а там полный набор: героин, опиум, гашиш... И ведь в этой стране наркоманов нет! У них что-то на генетическом уровне срабатывает: не получается организму «свернуться», хоть и употребляют. Народ афганский — очень дружелюбный: в доме ты у него как посланец свыше: и чай тебе, и последняя лепешка. Все красиво подадут, мужчины будут вести беседы... Вышел за ворота, все: ты — или солдат чужой армии, или добыча. Враг, короче...»
Конец войне?
Служба в Афганистане для Александра Перевертайло закончилась в 1985 году. За это время он был еще раз награжден — медалью «За боевые заслуги». А потом опять красавец Кишинев. И снова война: непонятная, ненужная, не победоносная. От Молдавии отделялось Приднестровье. И это была последняя война для Александра Алексеевича. Из Кишинева с полком вышел в Абакан, затем в 21-ю десантно-штурмовую бригаду в Ставрополь, а еще через пять лет ушел в запас.
Сейчас работает судебным приставом, государственный советник Российской Федерации 3-го класса, неоднократно поощрялся руководством ФССП России за безупречную службу. Женат. Двое деток. Все, как у всех. Только где-то в душе еще не затянулись военные шрамы...