Надо вешать... На доску позора
Как только температура резко понизилась, в школе № 23 Ставрополя стало довольно прохладно. Гнилые рамы и подоконники, не везде окна плотно закрываются. Типичная школа спального района. За 35 лет здесь никогда не было серьезного ремонта. Собирать деньги с родителей? На замену окон, текущую крышу, покраску? Кое-где так и поступают. Здесь далеко не все смогут заплатить. Школа обычная. Во всем здании всего несколько новых окон. А всего их почти 480. Такой вот второй дом для школьников. Для почти 1000 человек Юго-Западного микрорайона. А еще учителей. У которых, между прочим, Год учителя.
В начале июня этого года при корректировке бюджета удалось заложить три миллиона на замену окон в школе. Поддержали мои коллеги–«единороссы». Поддержали, понимая, что ремонт придется на сентябрь. На начало учебного года. Такова процедура выделения бюджетных денег. Составление смет, оформление документов, сбор подписей. Самый долгий срок – документы 40 суток должны провисеть на сайте. Дальше 12 дней на заключение контракта… Но лучше грамотно организовать работу, чем остаться в зиму без новых окон. Однако строчка в бюджете, как выяснилось, ничего не значит. Механизм не сработал.
26 августа. Аукцион по замене окон в 23-й школе. Участников, предварительно заявивших о себе, - 28. Тех, кто решил потягаться в аукционе, — в четыре раза меньше. Даже не заходят в здание. Поговорили между собой и разошлись. Замечу, составляя смету, пытались сделать ее максимально приближенной к реальности. Никаких заоблачных цен. Сильно падать (опускаться в цене) было некуда. Задача была денег не сэкономить, а побольше окон поменять. И так хватает только на полшколы. На 204 окна. С откосами. Принципиальное условие, которое выставили сами: с родителей не берем ни копейки. Так вот, когда договаривались, я тоже присутствовала при проведении аукциона, сразу заявила: «Мужики, не играйте в свои игры с детьми». Того, кто сделает все качественно и в срок, – готовы возвести в герои. Того, кто «заиграется», ославим на весь свет.
Как понимаете, иду по второму пути. РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ СПИРЯНОВ. ООО «ФЕНИКС-СК». Эта фирма, которая снизила цену на 550 тысяч. И ее руководитель мне сразу заявил: «Сделаю то, на что хватит денег. В классе ведь не все окна должны открываться… Да и к смете у вас можно придраться…» О системе безопасности, ГОСТах, где все должно открываться и проветриваться, путях эвакуации никто даже не слышал.
Почти две недели подрядчик тянул время. Подписал контракт в последний день, а еще через пару дней, не понимая, что за график работ от него требуют, предложил контракт расторгнуть. Указал, что качественно за предлагаемые деньги поменять окна в школе не сможет. Не уложится в смету и сроки. Хотя сам дважды опускал цену на аукционе, чтобы точно забрать себе контракт. На вопрос: зачем тянул, документы давно бы пошли по второму кругу – опять на аукцион? - ответ понятен. Не хотел попадать в реестр недобросовестных поставщиков. На детей, получается, плевать. Замечу, пару лет назад с другой фирмой Спирянов уже попадал в реестр. И не мог претендовать на бюджетные средства. Есть ли у него собственное производство или только ручка со столом – тоже осталось под вопросом. Получается, понял, что «попал», расторгнул контракт, и все. НИКАКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ. И даже не стыдно.
Я уважаю бизнес. Это рабочие места, налоги, из которых и формируется бюджет, к которому все так активно пытаются пристроиться. Но порой некоторым так хочется сказать: предприниматели, имейте совесть! Не на всем можно зарабатывать. Особенно когда речь идет о детях. Таких историй в городе десятки. Куда ни посмотри: подрядчиков вовсе не заботит собственная репутация. Главное – деньги. Их из бюджета на больницы, поликлиники, детские сады выделяются сотни миллионов. К ним все и пытаются присосаться. Хорошо, но только сделайте. Качественно и в срок.
Как пояснил руководитель комитета экономического развития и торговли администрации города Вадим Гребенников, существующее федеральное законодательство, к сожалению, действительно оставляет лазейки для недобросовестных предпринимателей. Но противостоять их действиям можно и нужно.
— Некоторые предприимчивые люди решили, что можно зарабатывать деньги, диктуя свои условия заказчику, — говорит Вадим Гребенников. – Их даже не смущает, что перед ними городская власть, из которой «вить веревки» — бесперспективное занятие. Логика такова: главное – победить в конкурсе, который доступен, в общем-то, для всех. А уж потом ограниченные в средствах и, главное, во времени местные власти закроют глаза на всякого рода «шероховатости» в работе. Ведь, расторгнув контракт, надо повторно пройти процедуру размещения заказа, а это еще около двух месяцев, что ставит под угрозу саму возможность расходования выделенных бюджетных средств. Восставший из огня и пепла «Феникс–СК» с его руководителем господином Спиряновым — тому пример. Но он и ему подобные зря на что-то рассчитывают.
Зачем все так подробно рассказываю? Два месяца назад в Кисловодске при обсуждении программы развития Северного Кавказа на мой вопрос о коррупции, о зашкаливающих откатах, завышенных ценах контрактов премьер российского правительства Владимир Путин ответил предельно ясно: «Надо вешать!». И дальше, развивая мысль, продолжил: «Но это не наш метод. Будем бороться. Когда деньги на что-то расходуются, надо вывешивать сведения в сети Интернет и давать в СМИ. Какие секреты? Люди должны знать, сколько и на что тратят соответствующие структуры власти народных денег». Думаю, это в полной мере можно применить к нынешней ситуации.
Со дня на день пакет документов по замене окон в 23-й школе Ставрополя вновь будет в департаменте экономики. Полтора месяца - и новый конкурс. Мне очень хочется, чтобы другим теперь было неповадно. Ремонт и так, по самым скромным подсчетам, начнется в середине ноября. Благо строительные нормы это позволяют. Надеюсь, родители и учителя нас поймут и поддержат.
Ольга Тимофеева, депутат Ставропольской городской Думы