Наности не хватает?
Делегация госкорпорации «Роснано» во главе с Анатолием Чубайсом посетила в четверг Ставрополь. Целью визита стало знакомство с местными нанотехнологическими разработками и оценка перспектив Ставрополья в этой области.
Новость о предстоящем визите Чубайса облетела Ставрополь стремительно. Многие хотели лично пообщаться с этим горячо любимым в народе деятелем «новой России», взять автограф, задать пару вопросов… Но поездка Анатолия Борисовича имела сугубо деловой характер, и ничего, кроме «нано», в ней не предполагалось. Даже прессу предупредили: вопросы задавать только после совещания и, не дай Бог, вам упомянуть РАО ЕЭС. Впрочем, забегая вперёд, скажу: ставропольцы в грязь лицом не ударили, деловой тон был всячески подчёркнут, и никаких неприятных инцидентов не случилось.
Первым и, пожалуй, главным пунктом визита стала выставка-презентация в нанотехнологическом центре Северо-Кавказского государственного технического университета. Там в качестве «невест на выданье» были представлены два десятка проектов, так или иначе связанных с нанотехнологиями. Всех их объединяло главное: острая потребность приобщиться к деньгам госкорпорации. Целью же Анатолия Борисовича было оценить перспективы этих проектов и их привлекательность для экспертного совета, который, собственно, и будет заниматься раздачей финансов.
Выставка носила, разумеется, демонстрационный характер. Все заинтересованные лица обо всём уже знали. Чубайса сопровождала группа советников, детально знакомых с каждым проектом и оценивших все плюсы и минусы. Особенно были заметны двое, которые разыгрывали «злого и доброго следователя» у стендов: директор департамента научно-технической экспертизы Сергей Калюжный задавал у стендов каверзные вопросы, а управляющий директор управления по инвестиционной деятельности Сергей Поликарпов спасал ситуацию и говорил, каким образом можно сделать заявку лучше и привлекательнее. Вёл экскурсию ректор СевКавГТУ Борис Синельников. Присутствовали высокие гости - губернатор Валерий Гаевский и глава города Николай Пальцев. Они не только осматривали проекты, но и оказывали некоторую моральную поддержку волновавшимся учёным и представителям компаний.
Осмотр выставки занял три с половиной часа. Но, благо, было на что посмотреть. Начали с нашего ударного проекта по производству фотоэнергетических установок. Он хорош, во-первых, тем, что уже одобрен экспертами «Роснано», а во-вторых, его так полюбили и распиарили ставропольские власти, что завод по производству солнечных батарей уже начинает строиться. Но то, какими именно будут эти батареи, пока не ясно. Были представлены две альтернативные технологии. Одна, которую специалисты СевКавГТУ разработали совместно с коллегами из ЗАО «Новый поток» физико-технического института им. А. Ф. Иоффе (Санкт-Петербург), другая – собственное ноу-хау ставропольских учёных. Первая даёт невероятный КПД, но конечный продукт выходит весьма дорогим. Во второй КПД немного ниже, зато цена солнечных батарей такая, что их может позволить себе любая семья среднего достатка, живущая в частном доме. И после этого забыть о платежах за свет и перебоях с подачей электроэнергии.
Политеховские учёные предложили ещё ряд проектов, самые интересные из которых – производство простых и дешёвых аналогов синхрофазотрона (и пусть коллайдер помрёт от зависти), получение аналога человеческого молока из генномодифицированных коз и революция в мясо-молочном производстве (особые продукты, которые создаются из обычного молока, но благодаря, естественно, нанотехнологиям обладают массой уникальных свойств).
Наибольшее удивление у Чубайса вызвал стенд завода «Монокристалл». Это предприятие, как известно, производит лучшие в мире кристаллы искусственного сапфира, причём уверенно держит 20% мирового рынка. И в каждом пятом светодиоде на планете используется сапфир ставропольского производства. А светодиоды, как известно, это большая страсть не только лично Анатолия Борисовича и его корпорации, но и всего нашего государства. Ибо повсеместное внедрение оных позволит стране засиять куда ярче, сэкономив при этом невероятное количество энергии. А удивило Чубайса то, что он до сих пор об этом замечательном предприятии не знал. Но снова нашёлся Сергей Поликарпов, который сообщил, что «Роснано» уже давно сотрудничает с «Монокристаллом» и в грядущей «диодизации» всей страны делает на него большие ставки.
Отдельным сегментом на выставке стояли различные фармакологические проекты во главе с корпорацией «Эском». Все они крутились в основном вокруг уникальных технологий «адресной» доставки лекарств к очагу заболевания в организме. Предложение по производству нового поколения лекарственных препаратов на основе технологии конструирования липосомальных наноконтейнеров вызвало у гостей интерес, и, если дело дойдёт до реального финансирования, Ставрополь может стать одним из мировых фармакологических центров.
Вообще Анатолий Чубайс показал, что не столько разбирается в самих нанотехнологиях (для этого с ним и ходила свита советников), сколько в рыночной экономике. И оценивал проекты именно с точки зрения окупаемости. Ему сразу понравился проект по созданию модификаторов асфальтобетона от компании «Уником», и он столь же безоговорочно отмёл предложение профинансировать научные изыскания пятигорских фармацевтов («Роснано» не финансирует сами исследования, она готова внедрять в производство уже готовые разработки, если те, по мнению экспертов, окажутся привлекательны для рынка).
Другой критерий, по которому оценивались проекты, – наность (неологизм авторства самого Чубайса), то бишь наличие нанотехнологического компонента в разработках. С этим было не всё гладко у многих. Люди, представлявшие ту или иную заявку, старались использовать слово «нано» где только можно, а чаще всего, где и нельзя тоже. По существу, в каждом проекте были замечательные ноу-хау, каждый был очень интересен. Но перспективные исследования в нашей стране финансируются известно как. А «Роснано» - любимая затея наших властей, и приобщиться к этому денежному компрессору высокого давления стало мечтой для любого российского учёного. Вот и старались на выставке представить каждую работу как квинтэссенцию нанотехнологий, даже если она имела к ним весьма опосредованное отношение. То и дело строгий Сергей Калюжный разносил заявки именно по этому пункту, а Анатолий Чубайс, характерно склонив голову, замечал: «Мне кажется, у вас тут наности не хватает».
Итоговым стендом стал Нанотехнологический центр при СевКавГТУ – не тот, в котором проходила выставка, а принципиально иного масштаба. Чубайс заявил, что все шансы стать одним из российских лидеров в этой области у Ставрополя в целом и «Политеха» в частности есть. Придётся, правда, очень постараться, довести проекты до ума и победить в открытом конкурсе всех остальных.
Осмотр выставки занял куда больше времени, чем планировалось. Но она была и ключевым мероприятием всей поездки. Потом делегация отправилась на предприятия «Монокристалл», «Экситон» и «Эском», где можно было убедиться в том, что представленные на стендах разработки реально внедряются в промышленном производстве.
Вечером в Доме правительства Ставропольского края состоялось итоговое совещание по вопросам развития наноиндустрии в регионе. Губернатор Гаевский заявил на нём, что Ставрополь имеет все необходимые условия для того, чтобы стать одним из основных нанотехнологических центров России. У нас и огромная база, и замечательные наработки, и уже существующие производства. Осталось только решительно шагнуть от стендов к заводам. И вот в этом нам не помешало бы сотрудничество с «Роснано». Анатолий Чубайс в своём выступлении сказал, что ближайшая цель – довести годовой оборот корпорации до 900 миллиардов рублей в год. А тот задел, что есть уже сегодня на Ставрополье, его весьма удивил.
Что же насчёт конкретных проектов и реальных сумм? Увы, на этот счёт ничего однозначного Анатолий Борисович не сказал. Впрочем, на это никто особо и не рассчитывал. Нашей целью было удивить главу «Роснано». Показать уникальные разработки, амбициозные проекты. Что теперь скажут эксперты и потечёт ли в Ставрополь золотая река инновационного финансирования – мы узнаем в ближайшее время.
Станислав МАСЛАКОВ.
Фото Юрия РУБИНСКОГО.