Наперекор культурной контрреволюции
Есть имена и есть такие даты, –
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты, –
Не замолить по праздникам вины.
И славословья музыкою громкой
Не заглушить их памяти святой.
И в наших будут жить они потомках,
Что, может, нас оставят за чертой.
Думаю, что смысл стихов Александра Твардовского созвучен с криком души одного из ведущих деятелей культуры Ставропольского края, профессора СКФУ, композитора и главного дирижёра муниципального концертного духового оркестра заслуженного работника культуры России Даниила Аркадьевича Осиновского, давшего интервью корреспонденту газеты «Вечерний Ставрополь» Станиславу Маслакову под названием «Культурная контрреволюция».
С содержанием сказанного маэстро невозможно не согласиться. Я работаю в Ставрополе 20 лет. Провёл 8 краевых марш-парадов духовых оркестров, курировал 6 джазовых фестивалей, участвовал в работе жюри краевого конкурса народных инструментов. На моих глазах и при моём участии поступали и оканчивали колледж искусств духовики, струнники, пианисты, теоретики…
Знаю, какими приходили дети в колледж и какими грамотными становились к концу учёбы благодаря высокому профессионализму педагогов всех отделений колледжа. Не сомневаюсь, что профессора и преподаватели Ростовской, Краснодарской, Саратовской, Астраханской и даже Московской и Санкт-Петербургской консерваторий с благодарностью работают с нашими выпускниками. Этим может заслуженно гордиться и директор Анна Владимировна Макеева, усилиями которой не только приводятся в современный вид оба здания, но значительно активизировалась концертная деятельность педагогов, студентов, бывших выпускников. А также приглашённых профессоров российских консерваторий, лауреатов международных конкурсов. Отчётные концерты отделений колледжа превратились в подлинные творческие лаборатории музыкантов.
Заветная мечта каждого педагога – видеть своего питомца повзрослевшим, ставшим настоящим специалистом, приносящим пользу своему городу и краю. К великому сожалению, наши выпускники домой не возвращаются, так как продолжать учёбу в вузе не могут, да и работать негде. И, конечно, низкие оклады наших педагогов не являются притягательными для тех, кто решил учить своих детей в музыкальной школе, а далее в колледже, консерватории.
Мне кажется, нашим министерствам образования и культуры уже сейчас надо принять экстренные и эффективные меры для того, чтобы открыть в Ставрополе консерваторию, музыкальный театр, создать оркестр народных инструментов, биг-бэнд. Камерный хор филармонии превратить в хоровую капеллу. Продумать вопрос предоставления жилплощади для приезжих специалистов. Изыскать средства для поднятия унизительных окладов преподавателей всех степеней.
Со сменой политического курса России меняется и человек. Сегодня много говорится о высокой духовности, о формировании патриотизма у подрастающего поколения. Но они невозможны без настоящего искусства! Без классической и народной музыки, литературы, других форм искусства, воспитывающих в людях высокую нравственность, чистоту человеческих отношений, любовь к Отечеству. Пример наших предков, одолевших врагов России в 1812 году, в сражениях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, вдохновенный и высокохудожественный труд писателей, поэтов, композиторов и исполнителей, прославивших в своих сочинениях великий подвиг народа, – убедительное тому подтверждение.
Валентин МАРКЕЛИЯ, преподаватель Ставропольского краевого колледжа искусств, прошедший 37-летний путь в Вооружённых силах от полкового дирижёра до начальника оркестровой службы военного округа, заслуженный деятель искусств Грузии.