Не будь, как все
Василий СкакунЕсли бы человек понимал,
кто он такой,
как ничтожны бы ему
показались его огорчения.
Л.Н. Толстой
Недавно по случаю зашел в один из учебных корпусов нашего СКФУ - университета. На входе охрана проверяла и записывала мои паспортные данные, и вдруг один из них узнал меня – он постоянный читатель моих публикаций в газете «Вечерний Ставрополь». Мы разговорились, и он поделился своим интересным увлечением, которым занимается уже много лет. И это, как оказалось, очень важное дело – он по просьбам людей (а о нем уже многие знают не понаслышке) разыскивает погибших во время Великой Отечественной войны родственников. Связывается с Министерством обороны, пользуется еще какими-то информационными источниками, и в результате присылает родным полную картину о пропавшем без вести человеке: если тот погиб в бою, то где, как и при каких обстоятельствах, где и на каком кладбище похоронен; если погиб в плену, то тоже с максимально полной информацией (ведь немцы скрупулезно вели учет всех и всего). А если после немецкого плена попадал в наш ГУЛАГ (ведь всех их считали предателями), то в случае смерти в лагере тоже оставались сведения об этом человеке. И таким образом он, институтский вахтер, помог более чем 150 семьям получить сведения о кончине или месте захоронения их отцов и дедов.
Быть может, этим должно бы заниматься какое-то государственное учреждение – архив или иное ведомство, но куда им, до живых руки не доходят, а мы хотим, чтобы кто-то занимался погибшими времен Отечественной войны. Но, с другой стороны, а зачем этому пожилому человеку с зарплатой вахтера, не превышающей прожиточного минимума, тратиться на звонки в Москву, во всякие учреждения, вести переписку с множеством незнакомых инстанций, зачем ему, непоседе, все это? Это вопросы, на которые он и сам не сможет ответить. Просто что-то внутри не дает жить, как все, только ориентируясь на питание, ЖКХ и чертыхаясь по поводу все возрастающей «заботе» властных структур о простом люде. Он, как ни странно, оказался другим, быть может, даже не понятый своими ближайшими родственниками. Но иначе, как все, он не может, не хочет и не будет.
«Когда человек спрашивает Природу о том, что он такое, он не получает ответа, ибо он сам есть ответ на этот вопрос: он должен познавать самого себя» (Люси Малори).
Кто из коренных ставропольцев знает о том, что во время войны на вершине горы Стрижамент разбился наш военный самолет? Было туманно и очень ветрено, и он врезался крылом в стог сена и упал. В результате погибли все трое членов экипажа. Их останки похоронили рядом, в ст. Новоекатерининской около сельсовета. Не до памятников было на месте падения, надо было восстанавливать разбитое и разграбленное фашистами хозяйство. Корпус самолета потихоньку растащили на металлолом. Вот, собственно, и вся история, коих на полях великой нашей Отчизны были тысячи и тысячи, ведь до сих пор в брянских болотах поисковики поднимают танки и самолеты, находят останки наших военнослужащих и с почестями предают их земле. Так вот, в нашем случае один человек из Невинномысска (рабочий «Азота») решил, что так не должно быть, никто и ничто не должно быть забытым. И он провел на заводе конкурс на эскиз и изготовление памятного знака на месте трагедии. Каким-то образом раздобыл где-то часть крыла самолета и, сделав на месте крушения постамент, укрепил крыло, и взял на себя обязанность следить за этим памятником. С некоторой регулярностью летом на велосипеде и пешком, а зимой на лыжах он вновь и вновь возвращается к этому самодельному монументу и приводит его в надлежащий вид: протирает, косит траву и т.д. Правда, в период острого дефицита цветного металла за границей, когда люди доходили до того, что снимали алюминиевые провода, лишая свои поселки электричества за 30 сребреников, нашлись молодчики и выворотили крыло, ведь обшивка из алюминия. Тогда этот человек сделал добротный крест и, освятив его в церкви, установил на месте падения самолета.
Кто нанимал этого человека? Он даже не хочет называть свою фамилию, ведь не для аплодисментов делал и делает он это святое дело. Велит душа – так говорит он о своем призвании. Он тоже не хочет быть, как все, он хочет быть самим собой.
Китайская пословица гласит: «Путь к славе пролегает через дворцы, к счастью – через базары, а к добродетели – через пустыни».
У нас в Академии здоровья есть много «белых ворон». Так вот, представим одну из них. Ее привели наши девчонки из онкологии после девяти операций, и она, коренная кисловодчанка, так прижилась в нашем коллективе, что домой и дорогу забыла. Знаете, как бывает, когда охотник подбирает птицу с подбитым крылом и относит ее домой, со временем она становится полноправным членом семьи. Так и у нас – вот уже третий год Ольга Яковлевна полноценный член нашей Академии, и вдруг дважды становится победительницей городского конкурса «А ну-ка, бабушки». Она отличный чтец любых стихотворных произведений. Ну а затем пошло – организовала бесплатный детский сад по пятницам по подготовке детей к школе (а у нее, как оказалось, 50-летний стаж работы в дошкольных учреждениях). Причем направленность ее занятий не столько предметного профиля (математика, язык и т.д.), а нравственное воспитание деток: с любовью к Природе, учат стихи и песни подобной направленности, ставят театрализованные постановки, проводят вместе с родителями деток тематические вечера. И все это ну, как положено, то есть бесплатно. Ну а затем организовала театральную студию из наших людей, посещающих оздоровительные занятия. Нашлась мастерица по костюмам. И вот первая серьезная постановка «Про Федота-стрельца, удалого молодца» по произведению Л. Филатова. И с этой постановкой они, наши самодеятельные артисты, выступали на различных сценических площадках города, начиная от Есенинского клуба и заканчивая геронтологическим центром, и везде на ура.
Мы даже организовывали представления на выезде: в Светлограде и Арзгире в рамках праздников наших филиалов Академии. А недавно Ольга Яковлевна поставила спектакль «Гадкий утенок», в котором принимает участие практически только молодежь – инвалиды с детства и их родители. Естественно, все костюмировано. Без слез премьеру смотреть было невозможно.
Она же явилась связующим звеном между еврейской городской общиной и нашей Академией здоровья. Мы теперь регулярно ходим друг к другу на всевозможные мероприятия.
Ведь люди не находят общего языка только по одной причине – из-за поиска негатива в иных народах, национальностях, верах. И если перестать его искать, тут же на поверхность выходят положительные свойства, которых мы ранее не замечали по причине выискивания недостатков. И жизнь Ольги Гениевской – это еще один пример, как можно жить не так, как все.
Мы уже давно убедились в том, что на Свете нет, не было и не будет двух одинаковых людей. Так почему мы все сбиваемся в стаи и, как гуси, неприветливо гогочем на проходящих вблизи людей. Почему посчитали, что обязаны жить, как все, думать, как все, поступать, как все? Нам ведь и дали эту разительную разность видения и восприятия мира, а значит, и сотрудничества с ним. Но мы, не поняв и не приняв посылы внутренней неординарности, сделали свои жизни серыми буднями, и тогда все неинтересно, все так обыденно и пресно. Нам надо покопаться в себе, найти только лично нам принадлежащую особенность и развивать ее, помогая себе и людям становиться лучше – это замысел Высших Сил дать одному в руки личный молоток, другому – кисть, третьему – перо, личную способность обогреть других людей. Мы ведь только для этого и приходим на Этот Свет.