Не было счастья, да... объявление помогло
Репертуар Ставропольского академического театра драмы имени М. Лермонтова пополнился еще одной комедией - «Мужчины по выходным» по пьесе Виктора Мережко.
Премьера прошла с аншлагом. По-другому, наверное, и быть не могло. Рекламные афиши спектакля заранее обеспечили интерес заядлых театралов интригующим названием и портретами трех заслуженных артистов России, занятых в постановке: Бориса Щербакова, Александра Ростова и Михаила Мальченко. К тому же и сама постановка - работа заслуженного деятеля искусств России режиссера Валентина Бирюкова. И всё же чем обогатил новый спектакль репертуар театра драмы, кроме того, что сбалансировал мужское и женское начало в названиях: теперь на афише стоят рядом - «Женщины без границ» Ю. Полякова и «Мужчины по выходным» В. Мережко?..
Жанр пьесы обозначен как «комедия в 2-х действиях с прологом и эпилогом». Но для себя я определила его несколько иначе - «почти нереальная история, у которой не может быть хеппи-энда». В чем же нереальность происходящего на сцене? В том, что трое друзей, неразлучных со студенческой скамьи, трое инженеров, «бывших в употреблении» (по словам одного из героев пьесы), оказались совершенно невостребованными в этой жизни? Подобное обстоятельство менее всего прочего заставляет сомневаться в честности сюжета. И то, что трое друзей решили «замутить» свой непыльный бизнес, дав объявление в газете о фирме «Мужчины по выходным», вполне реально - есть же услуга под названием «Муж на час». Какими только мыслимыми и немыслимыми способами не пытаются зарабатывать на жизнь оказавшиеся в трудной ситуации мужчины и при этом стараются не терять собственного достоинства.
Друзья-однокашники Адамов (засл. арт. РФ Александр Ростов), Колыманов (засл. арт. РФ Борис Щербаков) и Зюзюкин (засл. арт. РФ Михаил Мальченко) превращают свой первый же рабочий день в КВН. В квартире, куда их пригласила по объявлению сочная брюнетка Алёна (арт. Евгения Капралова), появляется странное трио с трубой, гитарой и маракасами, наряженное в «коллективное» пончо с надписью на «общей» спине: «Физтех -
1972 г. III курс».
Это пончо как символ их прошлого, когда студенты Адамчик, Колыма и Зюзя были молоды, а впереди у них было светлое и многообещающее будущее. Сегодня же им за 55, на деле всё сложилось не так чудно, как мечталось, и о счастливом прошлом напоминает лишь КВНовское пончо да надпись «СССР» на спортивном костюме Зюзюкина. И кому дело до того, что новоиспеченные «мужчины по выходным» окончили Московский физико-технический институт - один из ведущих вузов страны, и специальность «инженер» в то время звучала не только гордо и престижно, но и ассоциировалась с прогрессом, творчеством и высоким уровнем интеллекта. Как эхо из 70-х, доносятся слова Зюзюкина: «Мы - люди с высшим образованием! Мы - интеллигенты! Мы - совесть этого бессовестного общества!». И очень хочется верить, что смысл человеческой драмы, прикрытый комедийной атрибутикой, нелепостью ситуаций и анекдотичными фразами, большинству зрителей вполне понятен. Актёры обогатили образы своих героев собственным «психологическим материалом». Ведь у любого адамова потомка, будь он известный артист или безработный инженер, рано или поздно возникает необходимость ответить на вопрос: а достаточно ли я состоятелен как мужчина?..
Наверное, герои пьесы В. Мережко должны были попасть в абсолютно чуждую им атмосферу, другую жизнь с красивыми девицами, богатой обстановкой, дорогой выпивкой и даже бандитскими разборками, чтобы понять, готовы ли они быть мужчинами вообще, а не только по выходным. Способность на поступок оценивает даже «типичная блондинка» Вита (арт. Марина Каткова). Становится понятен символический смысл одного из важных сценографических объектов у левой кулисы - безликой человеческой фигуры без каких-либо половых признаков. Что это за манекен в псевдопожарном шлеме? Может быть, обобщенный образ инженеров-семидесятников адамовых, колымановых и зюзюкиных, которых жизнь заставляет забывать о том, что они мужчины?..
Еще один символ парит над сценой. Это люстра с силуэтами журавлей в квартире Виты. Невольно вспоминается прагматичная пословица о синице в руке и журавле в небе. Синица - это 100 долларов, плата за визит. Журавль - это разбитые носы и порванные рубахи в драке на глазах у почти незнакомых «прекрасных дам» и понимание того, что «б/у инженерам» никогда не стать героями их романа. Ведь дамы-то - современные молодые барышни из другой, красивой жизни, для которых лучшие друзья - бриллианты, а не странные кавалеры с пустыми карманами и интеллигентскими замашками...
Здесь бы и дать занавес. Но у автора была другая задача. В. Мережко писал «Мужчин по выходным» как рождественскую историю (был даже снят фильм «Новогодние мужчины» по его сценарию). А по закону жанра у сказок для взрослых в финале должен быть хеппи-энд. Реализм в этой пьесе заканчивается между 2-м действием и эпилогом. Хотя какие могут быть претензии к уважаемому автору?.. Спасибо, режиссеру и актерам хватило мастерства и таланта наполнить образы своих героев правдой жизни. В исполнении Александра Ростова Адамов проявляется как неисправимый романтик, который, несмотря на горький опыт разбитого сердца, вдруг поверил в любовь. А таких, как вынужденный холостяк Колыманов (Борис Щербаков), мы видим каждый день, сочувствуем или просто не обращаем внимания, и этот герой воспринимается живым и правдоподобным. Разве что персонаж Михаила Мальченко вызывает некоторое сомнение: чем же этот нелепый Зюзя покорил сердце молодой жены Нади? Может быть, Алена права, говоря: «Просто Зюзя смешной и смелый»...
Зрители любят комедии и хороших артистов. А театр любит своих зрителей, поэтому даже в комедиях, которые он ставит, есть резон поискать совершенно нешуточный смысл. Возможно, поэтому в зале почти нет пустующих кресел.
Ольга МЕТЕЛКИНА.
Фото Милы Пальчиковой.