Не дуйте на кофе!
Валерий МанинНо речь вовсе не о "гадании". В столичных газетах объявлений печатная площадь плотно забита многочисленными предложениями о скорой помощи. Хотя ни к одному из этих гадателей и врачевателей души и тела я бы не подошла даже на расстояние пушечного выстрела, как бы трудно в жизни ни было. Первый "звонок" о том, что такие гадатели принесут только вред, - четко оговоренная "такса", которую собирают бизнесмены от эзотерики. Только дважды в жизни мне встретились люди, которые действительно видели больше, чем очевидно. Одна из них живет в далеком черкесском ауле, другая - в Ставрополе. У них есть одна общая черта - они не рекламируют себя и не устанавливают цену за услуги.
Очевидное-невероятное началось со ставропольского знакомства. Накануне в прокат вышла первая часть трилогии "Матрица". Женщина, которая меня встретила на пороге обычной городской квартиры, была европейской копией чернокожей прорицательницы - Оракула из фантастического боевика. Не было зеркальных или хрустальных шаров, приглушенного света и черной кошки - мы разговаривали на светлой кухоньке. Синеглазой хозяйке в очках и клетчатом фартучке на вид было около 50-ти - улыбчивая, добрая с благородной сединой. Мы просто пили кофе за столиком с веселенькой скатеркой, а до того на пару пытались решить сложную задачку по математике, с которой не могла справиться ее внучка. Оказалось, что родом моя собеседница из Сибири, и имечко у нее редкое, запоминающееся - Фрида (имя изменено, потому что этот человек категорически против какой-либо рекламы. - Авт.). То, что она рассказала обо мне позже, случилось, и совершенно не так, как я себе это представляла. В момент исполнения пророчества в голову пришла сакраментальнейшая фраза: "Все будет так, как ты хочешь, но не так, как думаешь". Скорее всего, так и есть - с нами происходит то, чего мы хотим, и чего, по большому счету, заслуживаем.
Я воспользовалась ее добротой не для себя лишь однажды, когда в редакцию пришла женщина, потерявшая дочь. Она собиралась искать пропажу на ставропольских кошарах, куда ее направила какая-то знаменитая гадалка. Я позвонила Фриде, и она приняла несчастную мать - сказала, что через месяц дочь ее найдется. Вскоре молодая женщина действительно нашлась в Челябинске у дальних родственников, куда в состоянии аффекта уехала без денег и в одних тапочках. Причиной неадекватного поведения была внезапная смерть ее единственного маленького сына из-за врачебной ошибки.
Тонкий рисунок в чашке, напоминающий особенный вид художественной росписи, Фрида читает непостижимым методом "дедукции".
Раньше мне представлялось, что ее с детства обучали этому искусству в далекой тайге, в покрытой мхом древней избушке. Но все оказалось иначе, и вовсе не сказочно. В детстве Фридой как раз вообще никто не занимался, и была она чуть ли не с рождения предоставлена сама себе, потому что мама умерла, а в доме хозяйничала суровая мачеха. Девочку сносно обували, одевали и кормили, но ласки она не видела. Ни разу рука хозяйки дома не коснулась ребенка, чтобы приласкать, заплести косичку или одеть платьице. "Я тебе не мать, и так меня не зови", - в сердцах говорила мачеха, когда Фрида пыталась разбудить в ней родительские чувства. В 16 лет на долгие годы оставшаяся неулыбчивой девочка покинула деревню и уехала в город. Она рано вышла замуж - искала семью, которой у нее никогда не было. Но на далеком Севере, где они жили с мужем и дочкой, жизнь не сложилась. В 25 лет в состоянии устойчивой депрессии и острым нежеланием жить Фрида попала к родственникам в Гагры. Здесь-то в Абхазии и повернулся ключ в загадочной двери, открывшей молодой женщине видение судеб многих людей.
Абхазка Зера, к которой ее привели, сварила тогда не одну, а две чашки кофе. Она сказала, что видит "ключ", то есть способность видеть гущу, и дала на просмотр растерянной посетительнице свою чашку. "Я вижу только грязную чашку", - грустно ответила Фрида. Хотя она не могла не признаться сама себе, что отлично видит фигуры. Азы же науки заключались в том, что нельзя ни в коем случае пользоваться ширпотребными изданиями с описанием значения картинок гущи, нельзя брать за это деньги, а надо пользоваться исключительно собственным опытом и никуда, кроме своей головы, этот багаж не складывать. И только когда обучающийся самой жизнью достигнет своего "потолка", можно не отказываться от того, чем решит отблагодарить человек, если, конечно, захочет.
"Потолок" наступил примерно через 20 лет после встречи с Зерой, когда Фрида уже приняла свою жизнь такой, какая она есть, и научилась улыбаться. До тех пор на все просьбы она либо отправляла жаждущих к некоей тете Маше, которая славилась в Ставрополе гаданием на бобах, либо смотрела чашки в свободное от основной работы время и исключительно по дружбе.
Сейчас она может рассказывать по одной чашке часа два. При этом говорит не то, что человек хочет услышать, а то, что в данный момент рисует на фарфоровой или фаянсовой поверхности кофейной чашки его подсознание. Бывали случаи, когда собеседницы начинали капризничать, требуя именно того, чего желают. А затем, спустя неделю-другую, просили возобновить прерванный разговор, потому что вроде бы невероятная и тогда не интересная им ситуация сбывалась. Но чашка уже была смыта, а вместе с ней и информация.
В памяти остались сотни интереснейших встреч. Но главное, это понимание того, что информацией, которую предоставляет Оракул, распоряжается исключительно собеседник. Как правило, распоряжается таким образом, что предсказание неотвратимо исполняется, независимо от того, знаешь ты свое будущее или нет. К примеру, был достаточно трагичный момент, который связан с авиакатастрофой над Черкесском. За три дня до вылета в Турцию пассажирка обреченного самолета пришла к Фриде. Та ей абсолютно четко сказала, что дорога закрыта, причем повторила это несколько раз. Естественно, в чашке не нарисовался разваливающийся на куски самолет. Там присутствовал иной знак. Тем не менее женщина сказала, что надо срочно ехать в Трабзон и ее ничто не остановит, даже внезапная безвременная смерть родственников - именно так она поняла знак, закрывающий дорогу...
Были и жизнеутверждающие истории. У одной из посетительниц в чашке вышло скорое замужество. Девушка посмеялась и сказала, что, наверное, это будет последствие морского романа, потому что она собирается ехать на море. На море она так и не попала. Выйдя от Фриды, никак не могла дождаться автобуса и согласилась стать попутчицей незнакомца, проезжавшего мимо на личном автомобиле - как оказалось, на всю жизнь, потому что очень скоро он стал ее мужем.
Есть в арсенале Оракула и история, относящаяся к разряду внезапных превращений "из Золушки в принцессы". Девушка жила в Ставрополе, а на жизнь зарабатывала продажей цветов. Но видно хотела для себя иного будущего и ждала от жизни чего-то лучшего, потому и привела ее судьба к Фриде, которая неожиданно увидела в чашке перемены, крутой взлет на верх социальной лестницы и очень богатого человека на пороге нашей "бедной Лизы". Правда, в жизни оказалось вовсе не так, как представлялось: сказка случилась, но с иным окончанием. Через некоторое время в цветочном павильоне нашего города появился столичный гость. Он остановился около девушки как вкопанный и рвался купить сразу все ее цветы. Позже он рассказал ей свою историю. Его жена умерла, но жениться вновь он не мог несколько лет, потому что четко увидел во сне ту, которая должна стать его второй спутницей жизни. Он нашел ее среди ярких ставропольских букетов и забрал в Москву.
Она увидела свет, жила в шикарных апартаментах с прислугой (для возможных детей уже готовилась гувернантка), но так и не смогла принять этого внезапно свалившегося на нее благополучия, потому что ей было страшно. Все время казалось, что стоит окончательно поверить в происходящее, и счастье рухнет самым ужасным образом. Ведь на самом деле далеко не каждый человек готов принять счастливый лотерейный билет. По статистике это зачастую заканчивается трагедиями. Одним словом, в реальности природа не терпит такие перекосы судьбы, и девушка вернулась в Ставрополь. Она нашла здесь своего человека, открыла собственный цветочный бизнес, и живут они поживают, добра наживают на своих прекрасных розах.
Впрочем, самой большой своей победой Фрида считает не арсенал историй или безошибочное предвидение, а ту жизненную меру, которую определяет для себя человек в беседе за чашкой. А главное, наконец понимает, что дело вовсе не в будущем, а в том, чтобы всегда было что вспомнить. Притягательность будущего и желание заглянуть в свое завтра характерны для большинства людей, живущих на планете. Но не каждого Оракула можно допускать комментировать будущее. Фрида, так же как Глория Фостер (так звали актрису, сыгравшую Оракула в "Матрице"), дает собеседнику четкое понимание того, что людям всегда предоставлена свобода выбора, гарантирует светлое окончание любой истории, возвращает в реальный мир, где есть как плохое, так и хорошее.
Светлана Усова.